КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ КОМЕДИИ - Сценарий - Каталог статей - КиноРУ
Меню сайта
Категории каталога
Разное [73]
Словари [10]
Глоссарий терминов в области цифрового видео Словарь видеоэффектов и др.
Съёмка [35]
для начинающих
Сценарий [55]
Учебники, статьи по драматургии и др.
Режиссура [31]
Операторская работа [59]
Свет, коипозиция
Актерское мастерство [17]
Монтаж [49]
Звук [14]
Спецэффекты [14]
История кино [50]
Оборудование [18]
Программы [5]
Рецензии [5]
Интервyou [34]
Анимация [1]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта





stat24 -счетчик посещаемости сайта


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пятница, 24.03.2017, 20:49ГлавнаяРегистрацияВход
КиноРу
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Сценарий

КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ КОМЕДИИ
Серия статей «Профессиональный сценарист»

Статья «КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ КОМЕДИИ»

Авторы статьи – Александр и Наталия Астремские

Посвящается величайшему и непревзойдённому мастеру комедийного жанра советского кино – Леониду Гайдаю.

Комедия – это особый жанр, без которого не обойтись не одному зрителю, как не обойтись в жизни без смеха и положительных эмоций. Собираясь в кино на комедийный фильм, каждый из нас желает получить повышение настроения, удовольствие, смех, легкость и ощущение праздника после просмотра.

Но получаем ли мы всегда то, ради чего начинаем смотреть очередную комедию? К сожалению, далеко не всегда. Более того, для многих из нас, после выхода из кинотеатра или просмотра очередного DVD, стали привычными мысли типа: «Неужели нельзя было придумать что-то более смешное? Деградация продолжается… Зря потратил время…» и тому подобное. Юмор часто является настолько оскорбительным, плоским, тупым или пошлым, что после просмотра хочется плеваться. И при этом сама история не увлекает, события текут вяло, герои не располагают к себе…

В результате вышеописанной ситуации, мы можем смело сделать вывод, что создатели комедий не всегда знают, понимают и учитывают те основы, на которых строится настоящее смешное и увлекательное кино.

Но такие основы есть и, если вы собираетесь работать в комедийном жанре, их необходимо знать. Данная статья является результатом наших наблюдений и тщательного анализа того, какие элементы и ходы используются в тех комедиях, которые заняли достойное место в умах зрителей, и принесли деньги и славу их создателям. Здесь вы найдёте 9 способов того, как увлечь и рассмешить зрителя, и как создать сценарий такой комедии, которая сможет стать классической, и год за годом поднимать настроение миллионам зрителей. Если вам, как сценаристу, такая цель по душе, тогда начнём.

В комедии, как и в других жанрах, наша первоочередная задача - увлечь зрителя. Увлечь, а потом смешить, не давая ему скучать. Для этого важно на протяжении всего фильма совмещать элементы, вызывающие интерес и смех.

Как вызвать интерес? Смотрите статьи "Разработка истории", "Поэпизодный план" и "Разработка персонажей". Цель, угроза, герой, антигерой, приключение, легенда, тайна, - все составляющие увлекательной истории как всегда делают своё дело, и здесь комедия не является исключением. Она строится на тех же законах, являясь жанром, который просто обязан держать внимание зрителя с первой до последней минуты, но здесь к интересной истории мы большими порциями добавляем СМЕХ.

Как вызвать смех? Конечно, этому и посвящена вся статья. Но в самом начале необходимо отметить, что смех возникает в результате того, что человек наблюдает и осознаёт НЕЛОГИЧНОСТЬ ситуации или действий.

Вспомните любой смешной случай, и Вы найдёте в нём нелогичность – то есть произошло то, чего не должно было произойти в этих обстоятельствах, в этом месте или рядом с этими людьми. Например, мужчина идёт по улице, засматривается на девушку и мы слышим «БУМ!..», и мужчина лежит у столба, держась за голову. А если при этом столб ещё и упадёт (не дай Бог на него или на девушку), то это будет ещё одной нелогичностью, которую можно было бы использовать в очень несерьёзном кино.

Итак, мы представляем вашему вниманию 9 основных элементов комедийного жанра, используемых в большей или меньшей степени в тех фильмах, которые смело можно отнести к разряду классических комедий. Фундаментом каждого элемента является НЕЛОГИЧНОСТЬ.

ДЕВЯТЬ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОМЕДИЙНОГО ЖАНРА:

1. ДЕЙСТВИЕ ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОЛНЫХ ДАННЫХ.
Этот пункт показывает, что комичные ситуации могут возникать вследствие того, что герой или его противник начал действовать, упуская или не имея важных для этого данных.

Например, герою кто-то что-то недоговорил, или герой недослушал, или же просто забыл часть полученной информации, и вот он становится на путь достижения своей цели и… у него неожиданно начинаются проблемы!

Если для примера включить воображение, то вот какие ситуации могли бы возникнуть:

• Героя направляют на выяснение отношений с обидчиком, которого он ещё не видел, а тот оказывается сумасшедшим каратистом.
• Героиня узнаёт о прекрасном мужчине (по описанию – её мечта), который желает встретиться с ней, но прослушивает, что ему 90 лет.

Ещё пример: фильм Гайдая «Не может быть», когда герой Куравлёва не мог узнать невесту. Из-за отсутствия у героя нужной информации, а точнее - как выглядит будущая жена без верхней одежды и головного убора, - комичные моменты следуют буквально один за другим.

Как видите, если упустить необходимую информацию в любой ситуации, там обязательно возникнет нелогичность и смех.

2. ОБМАН.
Тема давно открытая, но обладающая бесконечным запасом материала. Если Вы вспомните любую достойную комедию, там обязательно будет обман или притворство.

Для удобства можно выделить три вида обмана:

a) Сокрытие чего-либо. Это первый вид обмана, который является «золотой жилой» для шуток. Персонаж сделал что-то такое, о чём не хочет, чтобы узнали другие. Например, допустил грубую ошибку при выполнении ответственного задания, а потом пытается эту ошибку исправить, пока её не заметили другие («Мистер Бин», эпизод с испорченной картиной). Для создания цепочки смешных ситуаций просто нужно сделать так, чтобы его старания оборачивались всё новыми и новыми ошибками, а количество «грехов», которые необходимо скрывать – всё возрастало.

b) Ложная цель. Второй вид обмана. Герой начинает заниматься делом, которым не стоило заниматься, или же он идёт к неправильной цели. Помните, как в «12-ти стульях» отец Фёдор пошёл по ложному пути за драгоценностями (спрятанными в одном из стульев), и какое количество неприятностей его на этом пути ждало. А направил его по ложному пути персонаж (Коробейников), представляющий собой следующий вид обмана, а именно…

c) Ложный источник информации. Когда герой доверяет тому, кому верить не стоило, он получает путаницу и проблемы, а сценарист может с успехом использовать такую ситуацию для создания комедии положений.
Пример: жене приходит по почте письмо с сообщением о том, что муж ей изменяет, и она нанимает знакомого частного детектива для слежки. Потом выясняется, что злосчастное письмо ей прислал этот же частный детектив, чтобы получить работу. Кстати, обратите внимание, это один из главных ходов для создания истории-афёры.

3. ПРИТВОРСТВО.
Быть кем-то одним, а выдавать себя за другого (особенно, если это делается неумело) – это обычно вызывает смех. Быть на грани раскрытия притворства – это вызывает острые ощущения и интерес у зрителя. Мужчина неуклюже притворяется женщиной, девственник притворяется мачо, ботаник притворяется гангстером, - данная тема является неисчерпаемой кладезю шуток, курьёзных ситуаций и сюжетных линий.

Например, управдом притворяется царём в «Иване Васильевиче», африканский принц-миллионер притворяется простым студентом в «Поездке в Америку», Остап Бендер притворяется… (да кем он только не притворяется!).

Обратите внимание: комедийная история с использованием притворства позволяет вам сделать историю по-настоящему увлекательной за счёт постоянно нависающей над героем опасности разоблачения. «Рассекретят его или он снова выкрутится?», - этот вопрос зритель должен задавать себе много раз на протяжении фильма. Обязательно выстраивайте развитие сюжета таким образом, чтобы герой постоянно оказывался на грани разоблачения. И при этом сделайте так, чтобы герою грозили большие неприятности в случае раскрытия притворства (удар по репутации, финансовые проблемы или даже смертная казнь). Это великолепный приём для совмещения смеха и зрительского интереса (а интерес – это противоположность скуки).

4. НЕОЗНАКОМЛЕННОСТЬ.
Если человека отправить в незнакомую для него область, то смешные ситуации там могут возникать одна за другой. Это происходит вследствие того, что герой оказывается неосведомлённым и некомпетентным в новой области. Например, герой может не знать законов и обычаев дикого племени, в которое он неожиданно попадает. Героиня, которая выросла в окружении слуг, может не представлять, как управляться по хозяйству.

Вспомните эпизод гениальной комедии «В джазе только девушки», когда главный герой приглашает Душечку на чужую яхту, но понятия не имеет, где и что там находится. В результате неознакомленности герою приходится хитроумно выкручиваться, зритель смеётся, и данный эпизод навсегда остаётся в классике комедийного жанра.

Если вы хотите создать почву для взращивания смешных ситуаций, то поместите героя или группу из нескольких персонажей в такие обстоятельства, которые противоречат всему тому, к чему они привыкли в жизни, что они знают и умеют. А потом садитесь и быстро записывайте все нелогичности, которые начнёт выдавать ваше богатое воображение.

Примеры: «Иван Васильевич меняет профессию» (жулик и управдом оказываются при власти в царской Руси), «Поездка в Америку» (африканский принц, с детства окружённый слугами, вынужден осваиваться в современной Америке), «Кейт и Лео» (джентельмен 19-го столетия неожиданно оказывается в современном Нью-Йорке).

5. ПЕРЕПУТАЛ.
Это один из главных принципов комедии положений, где источником смеха обычно являются случайности, совпадения и тому подобные обстоятельства. Взяв за основу данное комедийное обстоятельство, можно придумать целую цепь смешных ситуаций. Например, герой перепутал Питер и Москву на Новый год («Ирония судьбы»), или контрабандисты перепутали «руссо туристо» («Бриллиантовая рука»), после чего данное «событие-толчок» влечёт за собой десятки других нелогичностей.

Во время создания комедийного сценария нужно брать конкретную ситуацию и смотреть, что будет, если какой-то ключевой персонаж перепутает правильную последовательность действий, время или место встречи и т.д. Например, наши герои играют на премьерном спектакле. Один из актёров опаздывает, и, путая сцены, впопыхах выпрыгивает на сцену с кинжалом убивать свою жену-изменницу, которая в этот момент должна находиться в объятиях любовника. А любовника нет (это будет следующая сцена)…, и теперь надо как-то выпутываться.

6. ДОДУМАЛ.
Иногда в нашей жизни возникают такие ситуации, когда нам не совсем понятно, что происходит, и тогда разум начинать выдавать различные предположения. Если начать действовать на основе предположений, или же на основе чьего-то «авторитетного» мнения, но не на основе точных подтверждённых фактов, то последствия могут быть как трагичными, так и очень комичными. Например, в фильме «Не может быть» жена в срочном порядке за копейки распродаёт семейное имущество, так как её мужа-взяточника пригласили в милицию. Не имея точных данных, она додумала, что её мужа собираются арестовать за взятки, что чревато полной конфискацией имущества.

В «Бриллиантовой руке» Семён Семенович додумал, что таксист (в действительности милиционер), который его вёз после круиза домой, является бандитом. В данном случае великолепно показана способность разума додумывать, а последствия вы наверняка помните.

7. НЕСПОСОБНОСТЬ.
Великолепный комедийный ход - герой берётся за задачу, выполнение которой противоречит его способностям. Бесконечное количество комедий основано именно на этом пункте. Вспомните «Кавказскую пленницу» и «Операцию «Ы», - всем полюбившаяся тройка мелких бандитов абсолютно неспособна на выполнение поставленных перед ними задач. В данном случае их проблемы связаны с неспособностью «думать», то есть с глупостью.

Что касается физической неспособности, то это также незаменимый инструмент для создания смеха. Комедия «Ничего не вижу, ничего не слышу» - слепой и глухой проворачивают операцию по обезвреживанию преступников, и курьёзные ситуации следуют одна за другой. Эту комедию однозначно можно было бы сделать более увлекательной, но сама идея является неисчерпаемым материалом для создания комичных ситуаций.

Далее для примера берём «Всегда говори «Да», где герой может давать только положительные ответы, а также «Лжец, лжец», где герой не может лгать, - две комедии, ставшие классическими, благодаря мастерски обыгранным «неспособностям».

Здесь также нужно заметить, что использование данного комедийного элемента является замечательной возможностью выстроить развитие характера героя. То есть, начиная с неспособности, мы заканчиваем умением и способностью, и получаем нужное нам изменение героя, что в свою очередь вызывает эмоциональную реакцию зрителя. Помните Семёна Семёныча в начале «Бриллиантовой руки»? «Я не трус… Но я боюсь»… А в конце он смело расправляется с целой шайкой бандитов.

8. НАЛИЧИЕ ТОГО, ЧЕГО ТУТ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО.
Если во время первой брачной ночи мужа будет консультировать мама, - что и как он должен делать, и при этом она будет сидеть рядом с кроватью, - это будет хорошим примером того, чего «здесь не должно быть». Когда кто-то или что-то является абсолютно неподходящим для определённой ситуации, мы получаем данный комедийный элемент. Это пистолет в авоське Семёна Семёныча, это советские сандалии на ногах управдома, играющего роль царя Руси, это студент-картёжник, тянущий экзаменационные билеты, как карты, и преподаватель, машинально отвечающий ему тем же в «Наваждении» Гайдая.

Как видите, действие, сделанное не в то время и не в том месте (по ошибке или невнимательности), - может привести к комичному положению дел. Также как и предмет, добавленный туда, где его быть не должно – может вызвать взрыв смеха.

В качестве примера для данного пункта, подойдёт и следующая реальная история, прочитанная в интернете. Жила была семья. Жена долго собирала деньги на люстру своей мечты, и вот, наконец, они с мужем её купили и привезли домой. Сначала они эту покупку хорошо «отметили», а затем начали подвешивать. Муж встал на табурет, взял громадную стеклянную люстру, и начал мастерить. В это время жена стояла рядом и помогала. В какой-то момент ей видимо стало скучно, она решила подшутить… и дала мужу лёгкий щелбан (извините за пикантные детали) по яйцам, когда он работал с проводами… Муж резко подпрыгнул, выронил люстру и с ужасом в глазах прошептал: «Аж до яиц током долбануло…» В итоге дорогая люстра была разбита вдребезги, а муж так никогда и не узнал правду.

9. ОБОСТРЁННАЯ НЕРАЦИОНАЛЬНОСТЬ.
Это значительное преувеличение неоптимального поведения. Всё, что нужно сделать сценаристу в данном случае, - это взять какую-то странность разума или внешнюю особенность персонажа, и увеличить её в несколько раз, чтобы она выглядела абсурдно и смешно. Таким образом, мы можем получать следующие нерациональности: женщина постоянно наводит генеральную уборку, т.к. ей кажется, что повсюду смертельные микробы, мама усердно воспитывает сына, которому уже под 60, парень ходит в солнцезащитных очках даже тёмными зимними вечерами, считая, что это «круто» и т.д.

Представьте следующий персонаж - блондинку, которая считает, что всегда (в том числе и дома) нужно ходить на каблуках, чтобы быть сексуальной. Это пример нерациональности. Сценарист мог бы отправить её в поход по песчаной почве с тяжелым рюкзаком и, конечно же, она бы пошла в этот поход на каблуках. Это будет – обострённая нерациональность.

В статье «Как написать сценарий. Часть 3: разработка персонажей» есть пункт, где описано, как разрабатывать особенности персонажей (внешние и внутренние). Так вот, при создании комедийных персонажей эти особенности необходимо усиливать, увеличивать и обострять. Пример комедии, где сразу несколько персонажей демонстрируют обострённую нерациональность – это «Полицейская академия».

Итак, мы рассмотрели девять ключевых пунктов, на основе которых создаётся высококлассная комедия. Заметьте, что все эти пункты объединяет кое-что общее, и это – «нелогичность». Как мы уже говорили в начале данной статьи, смех возникает вследствие осознания или наблюдения человеком НЕЛОГИЧНОСТИ ситуации или действий. И это главный секрет.

Обман, притворство, неспособность и другие вышеописанные элементы – это ваши помощники для создания комедийных ситуаций и по-настоящему смешных историй. Так что теперь в ваших руках инструмент для создания юмора.

Мы желаем вам новых идей, и ждём экранизации великолепных комедий, которые спустя годы можно будет пересматривать снова и снова, и по окончании фильма в очередной раз с удовольствием восклицать: «Великолепная нестареющая классика!»

Успехов в применении!

Примечание: как приложение к данной статье (по ссылке: http://www.scriptmaking.ru/node/3144) мы размещаем тритмент нашей комедии «Как завладеть гламурной блондинкой», сценарий которой был написан с учётом всех вышеперечисленных пунктов.

Авторы статьи - Александр и Наталья Астремские (astories@mail.ru)
http://www.scriptmaking.ru/blog/463

Источник: http://www.scriptmaking.ru/blog/463

Категория: Сценарий | Добавил: Alexander (03.04.2010) | Автор: Александр Астремский
Просмотров: 10272 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 4.5/16 |
Всего комментариев: 5
5  
Абсолютно согласен с предыдущим коментарием. А ничего сайтик! Есть что интересное почитать.

4  
Я думаю , что кино не развивается должным образом именно из-за таких вот штампов . Ведь когда создавались все эти шедевры никаких штампов как раз и не было . Эти комедии нужно просто смотреть и наслаждаться , а не пытаться сделать их подобие . Оставим штампы Голливуду , а себе новые идеи .

3  
Просто хорошая страничка

2  
Я бы еще добавила один элемент - "несоответствие", когда то, что видит зритель не соответствует тому, что комментирует рассказчик. Яркий пример "12 стульев". Закадровый комментарий придает комичности. Еще этот пример применяют в КВН, когда делают номер "переводчик" или "сурдоперевод" biggrin

1  
Спасибо, дорогие! Очень своевременная статья biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Хостинг от uCozCopyright http://kinoru.ucoz.ru © 2017