Рирпроекции - Операторская работа - Каталог статей - КиноРУ
Меню сайта
Категории каталога
Разное [73]
Словари [10]
Глоссарий терминов в области цифрового видео Словарь видеоэффектов и др.
Съёмка [35]
для начинающих
Сценарий [55]
Учебники, статьи по драматургии и др.
Режиссура [31]
Операторская работа [59]
Свет, коипозиция
Актерское мастерство [17]
Монтаж [49]
Звук [14]
Спецэффекты [14]
История кино [50]
Оборудование [18]
Программы [5]
Рецензии [5]
Интервyou [34]
Анимация [1]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта





stat24 -счетчик посещаемости сайта


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вторник, 17.01.2017, 20:04ГлавнаяРегистрацияВход
КиноРу
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Операторская работа

Рирпроекции

Рирпроекции

Метод рирпроекции основан на одновременном использовании при съемке двух аппаратов — киносъемочного и кинопроекционного. Он технически достаточно прост и находит широкое применение в профессиональней кинематографии. Однако в любительской практике используется редко из-за отсутствия специальной аппаратуры.

Метод рирпроекции позволяет разделить изображение снимаемого эпизода на две составные части, выделив отдельно фон, что значительно упрощает режиссерскую и операторскую работу, а также организацию съемки. Это один из наиболее экономичных способов съемки.

Существо рирпроекции заключается в том, что фоном снимаемой сцены является просветный экран, на который сзади проецируется ранее снятое кино- или фотоизображение. Киносъемочный аппарат установлен напротив экрана, на фоне которого находятся актеры, предметы обстановки первого плана и соответствующий реквизит. Все это вместе снимают в одну экспозицию. Для иллюстрации приведем несколько примеров использования рирпроекции.

Статическая рирпроекция

Например, действие эпизода должно происходить в богато обставленном кабинете. В середине комнаты стоит письменный стол, фоном для основного действия служит внутренняя часть помещения. Предварительно снимают какой-нибудь кабинет, отвечающий но обстановке требованиям к фону этого эпизода. В середине снимаемого помещения не должно быть мебели. Фотоаппарат устанавливают, подбирая для него съемочную точку, которая отвечала бы полю зрения киносъемочного аппарата. Фотосъемку лучше делать репродукционным аппаратом и с негатива печатать позитив на мелкозернистой пленке или пластинке.

Фотопозитив, полученный ранее, проецируют сзади на просветный экран, немного превышающий но величине нужный размер фона. Проекцию можно вить аппаратом для показа диапозитивов с источником света, позволяющим получить на экране изображение, не отличающееся но яркости от остальных элементов снимаемой сцены. Если при относительно большом размере фотопозитива с него допустима длительная проекция, то с неподвижного кинокадра такую проекцию осуществить нельзя — из-за малого размера он не выдержит нагрева, создаваемого световым потоком, и будет испорчен.

На свободном месте перед экраном расставляют нужный реквизит — письменный стол, кресло и другие предметы, дополняющие интерьер кабинета, проецируемый на экран. Киносъемочный аппарат устанавливают на таком расстоянии, чтобы охватить весь кадр. Теперь можно приступать к съемке эпизода вместо с актерами.

Статическая рирпроекции — способ, доступный практически каждому кинолюбителю. Стоимость изготовления диапозитива невелика, и хлопоты, связанные с покупкой диапроектора, вполне оправдываются получаемым результатом.

Рирпроекции части фона

Значительно сложнее обстоит дело с проекцией подвижного кинематографического изображения, используемого в качестве фона. Она требует достаточно сложного специального оборудования, обеспечивающего синхронную работу киносъемочного аппарата и кинопроектора. Однако рирпроекция какой-либо части фона — наиболее простая форма применения этого метода.

Пример съемки с рирпроекцией укрупненного плана заднего сидения и внутренней части движущегося автомобиля. Через заднее стекло видны убегающие вдаль улица, фонари, дома, повороты.

В данном случае это окно позволяет создавать в снимаемом кадре впечатление движения. За ним находится экран рирпроекции, являющийся фоном, видимым через окно полностью или частично. Съемку ведут с точки зрения съемочного аппарата; рирпроектор создает на экране изображение улицы за автомобилем; педаль позволяет покачивать кузов, а прожектор с вращающимся барабаном создаст мелькающие блики на лицах и фигурах актеров.

Такой способ применения проекции подвижного фона наиболее прост, так как полная независимость проецируемого изображения от остальной декорации позволяет использовать даже старый кинопроектор, Который непригоден для рирпроекции полного фона на экран из-за неустойчивости изображения.

Заботы постановщиков при комбинированных съемках всегда должны быть направлены на применение них возможных вспомогательных средств, усиливающих впечатление естественности. Их подбор и реализация — задача иногда трудная, но имеющая большое значение.

В рассмотренном примере такими дополнительными средствами являются покачивание корпуса автомобиля, звуки улицы (шумы транспорта, гудки и т. д). Если действие происходит вечером, то можно использовать мигание фонарей, мимо которых проезжает автомобиль, но оно должно быть согласовано с темпом движения и содержанием изображения на рирзкране.

Решение, подобных задач зависит, естественно, от находчивости и производственных возможностей постановщиков.

Рирпроекция фона

Эта разновидность метода основана на использовании в качестве основного декорационного фона подвижного кинематографического изображения на рирэкране.

Съемка па море. План средний. Штормит (ветродуй) дождь (дождевальные распылители), морские волны. Актер на механически раскачиваемой лодке борется с бурей. Фоном для всей сцены будет проекция па экран кадров настоящего шторма.

Воздушный бой двух самолетов, снятый с точки зрения одного из них. Экипаж стреляет холостыми патронами в экран, на который проецируется небо с летящим самолетом врага.

Рирпроекции искусственного и многопланового фона

Не всегда фоновое изображение рирпроекции может быть получено методом киносъемки. Предположим, что действие происходит во дворце из сказки, среди декораций первого плана. Фоном эпизода служит фантастическая обстановка помещения. Постройка такой декорации или изготовление рисунка в натуральную величину требует больших затрат.

Применяя метод рирпроекции, можно упростить решение задачи. Художник делает рисунок внутренней части дворца на листе бумаги, не превышающем по размерам листа для пишущей машинки, сохранив только соотношение сторон, отвечающее размерам кинокадра.

С этого рисунка снимают диапозитив, который потом проецируют на большой рирэкран, являющийся фоном снимаемого эпизода.

В отдельных случаях можно изготовить тем или другим способом не один, а несколько диапозитивов для различных планов, проецируемых одновременно на несколько отдельных экранов, если есть возможность in пользовать несколько проекторов. Например, снимают актера, проходящего через огромный старинный костел. Но дороге он минует ряд планов общей большой декорации, сделанных частично в натуральную величину, а частично дополняемых методом рирпроекции и отдельных экранах, установленных в различных Местах. Аппарат панорамирует за актером.

Можно также создать фон способом макетирования, применяя, например, макеты надвигающихся танков, снимаемых покадрово на искусственной натуре и составляющих военный фон для действия, происходящего на первом плане.

Все рассмотренные способы рирпроекции позволяют проводить съемки в относительно небольших и практически не приспособленных помещениях.

Однако они имеют и общие недостатки: ограничение для зрения аппарата возможностью съемки только средних и крупных планов из-за небольших размеров рирэкрана, определяемых мощностью кинопроектора и расстоянием от него до экрана; невозможность проведения какого-либо действия среди элементов декораций, изображенных на фоне; действие всегда должно происходить на искусственном полу, совпадающем в кадре с нижней границей экрана.

Рирпроекция при звуковых съемках

Бывают случаи, когда темп действия в кадре определяется изображением на рирэкране. Допустим, что в снимаемом эпизоде должен быть оркестр под управлением дирижера, роль которого исполняет актер. Сна-чада проводится звуковая съемка эпизода с записью оркестра, но так, чтобы в поле зрения аппарата не попадал дирижер. Полученное изображение будет использовано как рирпроекционный фон. При окончательной съемке в помещении перед рирэкраном, на который теперь проецируется изображение оркестра, становится ii ер, играющий роль дирижера.

Движения актера должны быть согласованы с темой произведения, исполняемого оркестром на рирэкране, для чего во время съемки включают громкоговорители, воспроизводящие записанную ранее фонограмму. Под музыку, синхронизированную с изображением, актер, глядя на экран, выполняет движения дирижера.

Как видно из всего сказанного, рирпроекция — самостоятельный вид комбинированных съемок с очень большими изобразительными возможностями. Использование этого метода позволяет получать каждый раз новые результаты, которые часто трудно заранее предугадать, так как они вытекают из задач, поставленных в сценарии, и определяются техническими возможностями.

Рирпроекция — один из немногих видов комбинированных съемок, позволяющих в некоторых случаях применять хотя бы ограниченное движение съемочного аппарата. С хорошим результатом удаются наезды на як юра, действующего на проекционном фоне.

Другие применения рирпроекции

Рирпроекция часто позволяет не только сократи затраты па организацию съемки, но и создать кадры не доступные для других видов съемки. Например, нужно показать какие-нибудь видения или сны. Актер спит за кроватью, на стене, которая является рирэкраном с изображением спальни, появляются наплывом изображения, иллюстрирующие сон актера.

К частым случаям использования рирпроекции относится также замена ею отражений в зеркале. Актер стоит перед зеркалом спиной к зрителям, жестикулируем и разговаривает сам с собой, согласовывая свои движения с движениями отражения, проецируемого на рирэкран, помещенный в раме зеркала. Это отражение полу чают предварительной съемкой актера на фоне противолинейной стены комнаты.

В определенный момент в зеркале может появиться наплывом переход на изображение того же актера в другом костюме или в другой ситуации (другой фон) как, например, иллюстрация его мыслей. Также можно сделать различные живые или оживающие портрет на стенах -помещения.

Иногда рирпроекцию применяют для монтажных переходов, как в случае съемок с зеркалом. Актер сидит за письменным столом, на котором находится какой-нибудь блестящий предмет, отражающий лицо другого разговаривающего с ним актера, сидящего напротив, как бы на месте съемочного аппарата. Это отражение является маленьким рирпроекционным экраном. Правильное направление взглядов обоих разговаривающих персонажей легко получить, если при предварительной съемке для рирпроекции актеры смотрели в объектив аппарата.

Каждый из этих случаев применения рирпроекции И только дает возможность экономить затраты на декорации и экспедиции, но в ряде случаев проводить съемки, невыполнимые другими способами. Кроме того, этот метод создает условия для спокойной профессиональной работы и позволяет многократно делать недопив пробы.

Техническое обеспечение рирпроекции

Фон для рирпроекции

В негативе и позитивной копии изображения для рирпроекции недопустимы какие-либо дефекты, так как при малейшие из них станут заметны на экране при большом увеличении. Яркость изображения фона на проекционном экране должна приближаться к общей яркости остальных элементов снимаемого кадра. Съемочный аппарат и кинопроектор не должны царапать пленку. Неустойчивость изображения в их кадровых изображениях должна быть минимальной. Киносъемочный аппарат устанавливают обязательно на устойчивом тяжелом штативе. При применении длиннофокусных объективов необходимы специальные подпорки, уменьшающие колебания.

Кинопроектор для рирпроекции

Рирпроекционный кинопроектор должен гарантировать стабильность частоты проекции и постоянство положении изображения. Принципиальное значение имеет полная синхронность и синфазность работы съемочного аппарата и кинопроектора. Это основное условие при выполнении съемок по методу рирпроекции .

Глаз человека благодаря физиологическим особенностям зрения воспринимает спроецированное на киноэкране изображение как непрерывное. Объект: съемочного аппарата в этом смысле более чувствителен. Если момент открытия обтюратора съемочного аппарата, работающего с частотой 24 кадр/с, совпадает не точно по времени с открытием обтюратора кинопроектора, работающего с той же частотой, тогда на общем снимаемом комбинированном изображении вместо полного фона, по всей поверхности проецируемого на экран, будет только какая-то часть фонового изображения или оно может просто отсутствовать — вместо него будет неэкспонированное поле. Риск получить дефектную съемку существует до тех нор, пока не достигнута полная синхронность и синфазность работы обтюраторов киносъемочного и кинопроекционного аппаратов.

Их синхронизация в обычных условиях осуществляется специальным электрическим датчиком. В новых типах узкопленочной аппаратуры такие устройства предусмотрены уже при выпуске. Там, где их нет, применяют оптические или механические способы синхронизации.

Зеркально-стробоскопическая синхронизация

Опишем один способ зеркально-стробоскопической синхронизации. На выведенном наружу конце вала кинопроектора укрепляют черный диск из картона с белой, достаточно широкой но диаметру полосой. Во время работы проектора диск вращается вместе с валом со скоростью, соответствующей 24 кадр/с. Проектор, как и всегда при рирпроекции, установлен за экраном. Напротив экрана находится съемочный аппарат, у которого тоже выведен наружу один конец оси механизма. На этой оси закреплен бумажный цилиндр, который служит специальным визиром. На нем находятся два окна, расположенные друг против друга по его диаметру. Диск на кинопроекторе и визир на киносъемочном аппарате должны располагаться так, чтобы их фиксируемое положение соответствовало одинаковому положению обтюраторов съемочного и проекционного аппаратов. Во время работы они должны вращаться не только синхронно, но и синфазно.

Между диском на кинопроекторе и визиром на съемочном аппарате устанавливают три зеркала, располагал их так, чтобы через визир можно было видеть отражение диска на проекторе. Когда визир правильно направлен окнами в сторону третьего зеркала, то через него виден участок диска. Последний следует установить вращением механизма кинопроектора в положение, при котором будет видна белая диаметральная полоса. Такое положение служит индикатором синхронизации обоих аппаратов. Включив их, наблюдают во вращающийся визир: если в нем не видна белая полоса на диске проектора, то, легко прикасаясь к оправе визира, притормаживают пальцем съемочный аппарат и изменяют его обороты до тех пор, пока вращение окна визира не будет соответствовать движению белой полосы на диско проектора. С этого момента в визире должна быть непрерывно видна в центре белая полоса диска.

Этот способ, обеспечивающий одинаковый темп работы обоих аппаратов, гарантирует только синхронность вращения их механизмов. Однако достижение синхронизации зависит от того, имеют ли выведенные оси съемочного аппарата и кинопроектора одинаковое или кратное количество оборотов. Сложное само но себе устройство из зеркал, диска и визира делает способ достаточно трудным даже для опытного кинолюбителя. Если добавить, что операцию синхронизации необходимо выполнять перед съемкой каждого кадра, затрачивая па это какое-то количество пленки, то следует отдать предпочтение электрическим способам синхронизации, действующим автоматически.

Благодаря возможности синхронизации не только при равной, но и при кратной частоте можно выполнять съемки с замедлением или ускорением темна всего действия, а также раздельно замедлить действие, происходящее на фоне или перед ним. Например, рирпроектор работает с частотой 12 кадр/с, а синхронизированный с ним съемочный аппарат — с частотой 24 кадр/с. В этом случае каждому проецируемому кадру будут соответствовать два снимаемых кадра. Результатом будет замедление темпа действия на фоне.

При синхронных звуковых съемках рирпроектор следует устанавливать в специальной звукоизолирующей кабине, чтобы его шум не мешал записи звука. В проекционное окно такой кабины вставляют стекло несколько большего размера, чем при обычной стационарной проекции. Это позволяет по мере надобности перемещать проектор.

Величина светового потока кинопроектора

Очень важный фактор при рирпроекции — величина светового потока кинопроектора. Она должна отличаться высокой стабильностью и быть больше обычной. Следует применять наиболее короткофокусный проекционный объектив с большим относительным отверстием. При использовании обычного кинопроектора можно уменьшить фокусное расстояние его объектива, применяя положительную пасадочную линзу, по она неминуемо поглотит некоторое количество света и немного деформирует изображение. Специальные объективы для рирпроекции отличаются увеличенным диаметром и количеством линз, повышенная светосила объектива уменьшает необходимую мощность источника света в проекторе, что снижает нагревание пленки и улучшает качество проецируемого изображения. Короткое фокусное расстояние объектива позволяет соответственно уменьшить дистанцию между проектором и экраном, облегчая этим подбор съемочного помещения.

Наиболее трудным при рирпроекции является устранение так называемого светового пятна. Оно появляется и при проекции на просвет и при проекции на отражение. Происходит это потому, что даже самая хорошая проекционная оптика не обеспечивает равномерного освещения экрана — более интенсивное освещение ближе к центру создает на экране световое пятно. Пленка в съемочном аппарате фиксирует этот дефект, и в результате изображение спроециронанного фона может оказаться непригодным.

Сила светового пятна при проекции па просвет в значительной степени зависит от свойств экрана. Существуют разные оптические устройства для уменьшения светового пятна. К простейшим из них относятся выравнивающие светофильтры. Они, правда, не ликвидируют по полностью, но поглощают достаточно много света, уменьшая яркость изображения на экране. Устранения светового пятна при покадровых съемках и использовании очень маленьких просветных экранов, как при съемке макетов и домакеток, можно достигнуть, применяя большую плоско-выпуклую линзу. Она должнаmi и, несколько больше размеров экранчика и прикладывается к нему вплотную выпуклой стороной в сторону проектора.

Экран для рирпроекции

Такой экран должен быть матовым и в то же время прозрачным. Более прозрачный экран хорошо воспроизводит проецируемое изображение, но одновременно делает более заметным световое пятно. Излишне матовый экран хорошо рассеивает свет, но дает худшее по качеству изображение. Применяемые иногда экраны из шелка или матового стекла в значительной степени ограничивают эффект, получаемый от рирпроекции. Очень хороши современные экраны из специальных пластических масс или из ткани, обработанной ацетицеллюлозой. Размеры экрана зависят от характера снимаемых эпизодов и постановочных задач. Чаще всего в кинематографической практике находят применение экраны для рирпроекции размером 3x5 м.

В кинопроизводстве применяют два типа установок для рирпроекции — стационарные и передвижные. В профессиональной кинематографии чаще используют стационарные установки, которые состоят из специального кинопроектора, установленного в особом узком помещении при съемочном павильоне, и просветного экрана. Оба эти элемента могут перемещаться только в вертикальном направлении. Передвижной комплект, типичный для применения в кинолюбительской практике, устанавливают по мере надобности в декорации иди другом месте проведения съемок.

Рирпроекционный экран, как легко повреждаемый элемент комплекта, следует предохранять защитным покрывалом или хранить в специальном футляре.

При установке аппаратуры для рирпроекции на месте съемок необходимо следить за тем, чтобы расстояние от кинопроектора до экрана обеспечивало проецирование всего кадра на необходимый размер. Кроме того, ось проекции всегда должна быть по возможности перпендикулярна плоскости экрана. Съемочный аппарат также устанавливают перпендикулярно экрану.

Освещение сцены, снимаемой с рирпроекцией

Освещение сцены не представляет особой сложности, надо только следить за тем, чтобы свет, освещающий актеров и обстановку на переднем плане, не попадал непосредственно на экран. Для этого в нужных местах перед осветительными приборами устанавливают соответствующие заслонки. Очень важно добиться одинаковых но характеру и яркости освещения всех элементов снимаемого эпизода и проецируемого па экран фона. Случается, что яркость изображения фона меньше яркости расположенных перед ним актеров или тени на проецируемом фоне соответствуют освещению слева, в то время как актеры неправильно освещены справа. Такие ошибки ухудшают кадр, а иногда делают его полностью непригодным, демаскируя примененный способ съемки. Чтобы избежать подобных ошибок, перед съемкой по методу рирпроекции следует сделать пробные фотографии и внимательно их рассмотреть.

Лучше всего подбирать освещение сцены к освещению уже ранее снятого экранного изображения фона, измерить его яркость, а потом при выключенном проекторе подобрать нужное освещение актерской сцены.

Наиболее простой способ регулировки яркости экранного изображения — применение соответствующего реостата в цепи лампы осветительного устройства кинопроектора. Это позволяет свободнее оперировать освещением сцены и легче экспозиционно выравнивать оба составные элемента изображения в кадре.

Но время съемки экспозиционных проб или репетиций лучше пользоваться для проекции фона поцарапанным или неполноценным экземпляром фильмокопии, если таковой имеется, или специальным дубликатом, так как многократный прогон через кинопроектор основного позитива приведет к ухудшению его качества.

Кинопозитив для рирпроекции следует печатать на мелкозернистой пленке не контрастно, особенно для дневных кадров, и использовать его не ранее, чем через ЦП ч после изготовления, так как не полностью высохшая пленка всегда приводит к нерезкости и неустойчивости изображения при проекции.

Негатив фона рирпроекции, как и псе копии, следует после использования тщательно очистить, описать, регистрировать и положить в архив. Он наперника еще пригодится.

При рирпроекции можно проводить как немые, так и звуковые синхронные киносъемки.

Рирпроекция в цветном фильме

Используя рирпроекцию при цветных съемках, следует помнить, что цветная кинопленка имеет несколько большие плотности, чем обычная. При работе на небольших экранах (например, проекция за окном) это не вызывает особых трудностей. При проекции же на большой экран происходит ряд явлений, с которыми необходимо считаться.

Пропорционально увеличению светового потока кинопроектора увеличивается и световое пятно на экране. Однако устранить его или замаскировать почти невозможно.

Чем сильнее просвечивается позитив в кинопроекторе, тем менее сочными воспроизводятся цвета изображения на экране — они становятся белесыми. Кроме искажения цвета па предметах фона это одновременно приводит к еще большему увеличению светового пятна.

Применять для увеличения светового потока специальные строенные кинопроекторы, проецирующие одновременно три одинаковые фильмокопии на один общий экран, можно лишь на крупных киностудиях. Кинолюбителю же остается ограничиться применением экранов небольшого размера.

Категория: Операторская работа | Добавил: kinoru (08.06.2009)
Просмотров: 3966 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1  
Great insight. Reilveed I'm on the same side as you.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Хостинг от uCozCopyright http://kinoru.ucoz.ru © 2017