Методика и техника освещения - Операторская работа - Каталог статей - КиноРУ
Меню сайта
Категории каталога
Разное [73]
Словари [10]
Глоссарий терминов в области цифрового видео Словарь видеоэффектов и др.
Съёмка [35]
для начинающих
Сценарий [55]
Учебники, статьи по драматургии и др.
Режиссура [31]
Операторская работа [59]
Свет, коипозиция
Актерское мастерство [17]
Монтаж [49]
Звук [14]
Спецэффекты [14]
История кино [50]
Оборудование [18]
Программы [5]
Рецензии [5]
Интервyou [34]
Анимация [1]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта





stat24 -счетчик посещаемости сайта


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Суббота, 25.02.2017, 21:19ГлавнаяРегистрацияВход
КиноРу
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Операторская работа

Методика и техника освещения

Киноосвещение. Без освещения, установленного на снимаемом объекте в помещении в необходимом количестве и качестве, нет киноизображения. То, что кинофильм представляет собой ряд монтажных кадров, расположенных в определенной последовательности, выдвигает требования соблюдения следующих условий при построении освещения для съемки каждого из кадров.

Это:
1) изобразительное единство кадров данной сцены при единстве цвета (или тональности - для черно-белого изображения) и контрастов или их развитие от кадра к кадру; 
2) ясность восприятия содержания кадра на экране за короткий промежуток времени его демонстрации; отсюда вытекает требование простоты и ясности рисунка освещения;
3) единство эффектов освещения и характеристик времени и места действия или их развитие от кадра к кадру; 
4) единство или развитие портретной характеристики снимаемых людей. Из сказанного вытекают требования, положенные в основу современной методики киноосвещения, знание которой очень полезно и кинолюбителю.

Современная методика киноосвещения разработана на основе огромного практического опыта мастеров кинооператорского искусства. Вначале мы познакомимся с так называемыми видами освещения в зависимости от направления падения светового луча на освещаемый объект (лицо человека для нашего главного примера), находящийся в неподвижном состоянии. Таких направлений от единичного источника света может быть множество, но мы выделим главные. Так как освещение строится в пространстве, то соответствующий вид освещения может быть охарактеризован рисунком света на объекте, полученном от осветительного прибора, расположенного в определенной точке пространства. Положение съемочной камеры относительно освещаемого лица человека мы также примем за постоянное.

Пусть источник света перемещается относительно объекта и точки съемки камеры сначала по вертикали, потом, по горизонтали. При этом на объекте возникнут следующие виды (элементарные частные случаи) освещения. При перемещении источника света по вертикали:А - верхнее освещение; Л2 - освещение с уровня камеры; Л3 - нижнее освещение.

При перемещении источника света по горизонтали, соответственно, возникают: Б - фронтальное освещение; 52 - диагональное освещение; 53 - боковое освещение; Б4 - бликующее освещение; Бд - контровое освещение. Положение источника света относительно объекта и камеры определяется его пространственными координатами по вертикали и по горизонтали. Знание одной из координат не дает возможности представить расположение источника света в пространстве объекта. Так, например, может быть фронтальное освещение на уровне камеры,

Сначала рассмотрим характеристики названных выше видов освещения. Фронтальное освещение. Возможны различные по рисунку освещения варианты: тональное (бестеневое) и светотеневое (верхнее и нижнее). Тональное освещение объекта, очень часто встречающееся в практике съемки, возникает при совпадении расположения источника света с положением съемочной камеры. В этом случае в изображении передаются собственные формы и тональность предметов, не подчеркнутые или видоизмененные светотенью. В практике источник фронтального освещения нередко устанавливается непосредственно у камеры или даже на ней самой. Источник света в этом случае может быть как направленного, так и рассеянного излучения

Как ставить освещение

Если источник направленного света расположен над объектом в направлении главного луча съемки (направления камеры), образуется верхнее фронтальное освещение с выраженным светотеневым рисунком. На объекте возникают освещенные и теневые участки, подчеркиваются его объемные формы, выявляется фактура материалов. При освещении лица для выявления его объемных форм высота расположения осветительного прибора относительно лица и точки съемки должна составлять примерно угол 30-55Р.

Если источник направленного света расположен ниже объекта и точки камеры, образуется нижнее фронтальное освещение с характерным светотеневым рисунком, значительно искажающим естественные формы объекта. При этом образуются уродливые тени от носа, идущие вверх, притемненный лоб, высвеченные шея и подбородок. Однако очень хорошо нижним светом освещаются глаза. Это .свойство нижнего освещения часто используется для подсветки -глаз в портретных планах, правда, интенсивность освещения в этом случае невелика и подсветка сочетается с другими видами света.

Диагональное освещение, в отличие от фронтального, не может образовать тональный (бестеневой) рисунок освещения, так как источник света в этом случае всегда расположен под углом к оптической оси камеры. Распоряжение источников света возможно с любой (одной) из сторон объекта: справа или слева относительно камеры.

В большинстве случаев встречается верхнедиагональное освещение. Этот вид освещения наиболее распространен при работе с крупными планами, когда угол падения лучей света относительно оси камеры составляет примерно 30-35° (рис. 5 (4). Тогда на лице образуются несимметрично расположенные тени: одна часть лица освещена интенсивнее, чем другая, на которой образуются тени. В изображении очень хорошо видна объемная форма лица, появляется возможность коррекции недостатков лица светом и тенью путем точного нахождения положения источника света относительно лица и съемочной камеры.

Нижнее диагональное освещение применяется для освещения лиц людей редко. Его можно использовать для освещения декораций, впрочем, как и любые виды света.

Боковое освещение. Очень часто встречается в творческой практике и отличается богатством и разнообразием рисунков светотени, образующихся в этом случае на объектах.

Боковое освещение создает хорошие условия для подчеркивания объемных форм предметов, фигур и лиц в изображении на плоском киноэкране. Оно отлично выявляет микрорельеф объекта, особенно интенсивно подчеркиваемый лучом света, скользящим по поверхности предмета. Боковое освещение дает возможность существенного корректирования внешнего вида объекта, так как возникает светотеневой рисунок с большими площадями затенения. Этот вид света хорошо сочетается с другими видами освещения, в частности с фронтальным бестеневым освещением. Лучи бокового освещения, скользящие по рельефам и формам декораций, способствуют передаче в изображении их объемов и профилей, а также фактуры. Боковое освещение нередко используется для высвечивания воздушной среды и для подчеркивания пространства и предметов, в нем расположенных.

Контровое освещение

Контровое освещение направлено навстречу лучу камеры. Оно освещает объект сзади. В этом случае на границах предметов и фигур возникает светлый ореол - световой контур

Чаще всего в практике используется верхнее контровое освещение, так как при малых углах падения лучей света возникает серьезная опасность засвечивания объектива камеры. Однако возможно и нижнее контровое освещение, но в этом случае источник света должен быть скрыт от камеры непрозрачными предметами (предметами обстановки и т. д.). Контровое освещение применяется главным образом для подчеркивания форм предметов и фигур, расположенных в пространстве объекта с задачей их отделения (световым контуром) от других предметов в кадре и фона. Это возможно даже тогда, когда предметы и фон имеют одинаковую тональность. Воздух, особенно при задымлении, высвеченный контровым светом, начинает светиться, что подчеркивает на экране пространство даже в небольших помещениях или декорациях.

Источники контрового освещения могут создавать на пленке ореолы и засветки, если не предохранить объектив от прямого попадания света от осветительных приборов. Для этого нужно пользоваться блендами на объективах и шторками на осветительной аппаратуре. Контровое освещение обычно используется в сочетании с другими видами освещения и является одним из элементов системы общего освещения объекта съемки.

Бликующее освещение отличается от контрового тем, что источник света находится не прямо против камеры, а под некоторым острым углом к ее оптической оси; благодаря этому световой контур в изображении с одной стороны объекта получается большей ширины. Бликующее освещение применяется в подавляющем большинстве случаев в системе общего освещения. Оно названо бликующим потому, что на объекте образуется довольно широкий блик сзади-сбоку, более широкий, чем световой контур при контровом освещении.

Общее освещение

Для общего освещения объектов съемки используют источники света, находящиеся в самых разнообразных пространственных координатах. Работая, источниками различных светотехнических характеристик (направленного или рассеянного действия), можно по-разному осветить объект, получить на экране разнообразные светотональные рисунки и градации. Практический опыт операторской работы и наблюдения за наиболее распространенными случаями естественного освещения в природе подсказывают, что принципиально различных систем общего освещения объектов существует по меньшей мере три. Для любительской практики знания этих трех систем вполне достаточно.

Первая система - так называемое локализованное освещение, когда все освещение исчерпывается одним видом направленного света. В практике такое освещение выполняется при помощи одного мощного направленного источника света, чаще всего кинопрожектора. Так как весь свет в этом случае падает на объект с какой-либо одной стороны, то в результате в изображении возникает резко выраженный светотеневой характер. Локализованное освещение, по сути дела, - освещение с ярко выраженным рисунком; хотя может быть и иной рисунок

освещения, например без выраженных теней. Однако в практике съемок мы называем все же рисующим освещением такое, при котором на объекте ясно виден рисунок освещения - светотень. Вторая система - заполняющее освещение, когда все детали объекта освещаются возможно более равномерно, без теней. По светотональному характеру система заполняющего освещения противоположна первой. И, наконец, третья и наиболее часто употребляемая система - смешанное, так называемое пространственное освещение, имитирующее в той или иной мере естественное освещение в природе. Необходимый характер света на объекте при этой системе создается одновременно несколькими и нередко многочисленными источниками света, каждый из которых занимает различные пространственные координаты и является источником направленного или рассеянного света. В самом общем виде эта система как бы представляет собой слияние двух первых: локализованного и заполняющего освещения. Заполняющее освещение служит при этом своеобразным световым грунтом, а локализованное освещение создает четко выраженный рисунок на объекте.

Рассмотрим некоторые советы, в связи с только что приведенной классификацией. .

Система локализованного освещения без сочетания с другими видами применяется очень редко, так как характеризуется высокими контрастами светотени на объекте. Оно хотя и очень хорошо подчеркивает в изображении освещенные детали, в то же время оставляет неосвещенные части без проработки деталей, а поэтому чаще всего сочетается с заполняющим освещением. Система общего рассеянного (заполняющего) освещения также применяется редко без сочетания с другими видами света и только в том случае, когда объект должен быть изображен на экране в естественной градации тонов, без подчеркивания светотенью каких-либо деталей, Количество заполняющего освещения определяется как художественными требованиями, связанными с решением о светлоте теней изображения и об общем уровне контрастов кадра, так и особенностями кинопленок. Так, более контрастные пленки потребуют большей подсветки, большего светового заполнения теней объекта, чем пленки мягкие. Для создания изображения в светлой, высокой тональности уровень светового заполнения должен быть высоким. Наоборот, для получения низкой тональности, кадра уровень светового заполнения снижается. При цветной съемке этот уровень бывает выше, чем при черно-белой, потому что в цветном изображении отсутствие подсветки теней приводит к существенным цветоискажениям на экране. Недооценка значения заполняющего освещения - самая распространенная ошибка кинолюбителей, начинающих работать со светом. Им кажется, что если объект насыщен рассеянным светом, то сочетающийся с ним световой рисунок потеряет в изображении свою характерность и выразительность.

Работа со светом в киносъёмках

В чем же заключается работа со светом в процессе освещения объекта съемки? Мы рассмотрели виды света и теперь можем легко ориентироваться в получении необходимого рисунка света, разместив осветительные приборы относительно съемочной точки и объекта съемки в нужных пространственных координатах.

С чего же конкретно начинать установку света? Рекомендуем установить так называемые рисующие источники света, создающие нужный по выразительности световой рисунок. Эта операция проводится с получением количественных величин (по освещенности объекта), согласованных с данными кинопленки и диафрагмы объектива (в помещении обычно 1 : 2,8, не более, для экономии электроэнергии). После этого можно приступить к установке заполняющего освещения, с тем чтобы в изображении были проработаны тени.

Сочетанием потоков направленного света нужного вида и светового заполнения мы получаем в изображении рисунок освещения, контрасты светотени и необходимую тональность изображения на экране. Эффекты освещения Это понятие условное, рожденное в кинематографической практике. Художественно-световой эффект создает на экране характеристику времени и места действия, воспроизводит характерный рисунок источников искусственного и естественного света - фонарей, люстр, ламп и солнца.

Однако начиная работать со светом, непременно вначале думают о том, каково будет световое состояние кадра. Ему подчиняются все названные выше системы освещения, кроме локализованной, ибо она и есть сам эффект. Световые пятна, блики в кадре, доминирующие по своей яркости над другими деталями изображения, отражающие характерные условия освещения, - тот же художественно-световой эффект. Отметим несколько характерных черт, взятых из опыта профессионального кино. В работе со светом мы всегда стремимся к сохранению на экране самых общих черт того или иного эффекта освещения. И мы помним, что он не должен исказить выражения лица человека, которое мы должны разглядеть на экране. Об этом будет сказано подробнее при описании различных конкретных случаев освещения л способов их осуществления.

Понятия видов света применительно к динамичному киноизображению не являются постоянными и неизменными. Они необходимы для ориентировки в процессе освещения На самом же деле во время съемки с движения камеры или перемещения объекта в глубинном пространстве кадра один и тот же человек может быть показан освещенным различно при разном направлении падения, лучей света. В какие-то моменты передвижения в кадре он может вообще быть неосвещенным либо освещенным слабо, например с полусилуэтным рисунком света при минимальной проработке деталей в тенях.

Методика киноосвещения рекомендует принцип раздельного освещения первоплэнной сцены или иного объекта, находящегося в непосредственной близости от кинокамеры, и фона. Необходимо установить эффект освещения, найдя для этого оптимальное расположение источника света, создающего этот эффект. Одновременно необходимо строго рассчитать по экспонометру интенсивность излучения источника света. Затем выявляют пластически объемные формы помещения использованием источников направленного и рассеянного света.

Пространство в помещении высвечивается при помощи источников контрового или бликующего света, которые хорошо освещают воздух и подчеркивают контурные формы предметов, расположенных в этом пространстве. Одновременно эти источники могут создавать контровой и бликующий свет и на первопланной сцене. При съемке аппаратом, находящимся в движении, источник для подсветки теней на фигуре, лице человека можно установить в непосредственной близости от аппарата на тележке или удерживать в руках параллельно с движением камеры. Это создает наилучшие условия для подсветки теней на первопланных объектах, хорошо подсвечивает глаза человека.



Источник: http://filmkapitan.ru
Категория: Операторская работа | Добавил: admin (13.09.2008)
Просмотров: 2962 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Хостинг от uCozCopyright http://kinoru.ucoz.ru © 2017