А.Д. Головня "Кинематографическое изображение" - Операторская работа - Каталог статей - КиноРУ
Меню сайта
Категории каталога
Разное [73]
Словари [10]
Глоссарий терминов в области цифрового видео Словарь видеоэффектов и др.
Съёмка [35]
для начинающих
Сценарий [55]
Учебники, статьи по драматургии и др.
Режиссура [31]
Операторская работа [59]
Свет, коипозиция
Актерское мастерство [17]
Монтаж [49]
Звук [14]
Спецэффекты [14]
История кино [50]
Оборудование [18]
Программы [5]
Рецензии [5]
Интервyou [34]
Анимация [1]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта





stat24 -счетчик посещаемости сайта


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вторник, 17.01.2017, 20:12ГлавнаяРегистрацияВход
КиноРу
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Операторская работа

А.Д. Головня "Кинематографическое изображение"

Операторское искусство — это новый, самый молодой вид изобразительного искусства. Его особенности заключаются в возможности с помощью света воспроизводить на кинопленке для последующего показа на экране объемно-пластические формы предметов, их цвет, глубину пространства, освещение в их движении, развитии.

Возможность изображения движения отличает искусство оператора от других видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры.

Поэтому, какой бы областью кинематографии ни занимался кинолюбитель, без знания, учета и понимания особенностей кинематографического изображения ему не постигнуть всех тех приемов мастерства, которые заключены в художественных возможностях этого еще нового, сложного и справедливо называемого синтетическим вида искусства.

Задача операторского искусства - выражение идеи и содержания кинофильма в художественно-образной, конкретной и убедительной изобразительной форме. Эти творческие задачи кинооператор решает специфическими средствами и языком своего искусства в соответствии со своей художественной индивидуальностью.

В отличие от произведений живописи, кинематографический кадр не представляет собой самостоятельную и законченную картину. Кроме того, оператор создает динамическое, движущееся изображение. Все это нередко заставляет отказываться от прямого заимствования многих законов живописной композиции.

Но оператор добивается желаемого эффекта, используя свои, кинематографические возможности, применяя различные способы съемки, выразительное освещение и многое другое.

Таким образом, в нашей практической работе необхо¬дима правильная постановка изобразительных задач, кото¬рые могут быть решены кинотехническими средствами.

Приемами операторского искусства решаются линейно-пространственная композиция кадра, его колорит (сочетанием белого или цветного освещения с окраской объектов, находящихся в кадре), определяются нужный ракурс (точка зрения) и перспектива. Все это в киноизображении решается динамически, то есть с учетом движения, происходящего внутри кадра и получаемого за счет последовательного изменения точки съемки, появления новых и ухода прежних действующих лиц, перемены места и времени действия, освещения и т. п.

Иногда динамику киноизображения неправильно понимают как наличие неких переходных моментов движения между двумя более или менее статически построенными изображениями. Такое понимание связано с тем, что до рождения кинематографа в изобразительном искусстве было известно лишь статическое изображение.

Из этого знакомого, установившегося представления исходят обычно при первых попытках построить динамику киноизображения, и часто в этом лежит причина многих ошибок, которые делают начинающие кинолюбители.

Движение — органическое свойство искусства кинематографа. Так же как в жизни, неподвижные моменты в нем — это только кажущаяся остановка движения. Анализируя изобразительное искусство кинематографа, мы должны были бы всегда прибавлять слово «динамический»: динамическая линейно-пространственная композиция, динамическое колористическое решение, динамическая точка зрения (ракурс, перспектива), -- подчеркивая этим, что и композиция, и колорит, и ракурс непрерывно изменяются. И только для удобства и легкости в дальнейшем изложении понятие «динамический» опускается и просто говорится: композиция, ракурс, колорит, светотень и т. п. Свет (светотень) — основное «орудие» операторского искусства. Владея светом, кинооператор, подобно художнику, орудующему кистью и красками, или скульптору, работающему резцом, отбирает характерные черты, выявляет детали, создает плоскостное или объемно-пластическое изображение, придает общую настроенность светотеневому решению и колориту композиции.

Светотенью, композицией, оптическим рисунком и другими специфическими средствами и приемами мастерства кинооператор создает изобразительную характеристику действующих лиц, передает их внутреннее состояние. Эти задачи решаются не изолированно для каждого кадра, а обязательно с учетом его связи с предыдущими и последующими кадрами и эпизодами фильма, в их так называемой монтажно-смысловой и драматургической связи, с учетом единства стиля кинопроизведения в целом.

Для решения конкретных изобразительных задач кинооператор пользуется черно-белой или цветной пленкой; он отбирает объекты съемки на натуре по свету и состоянию погоды, а в интерьере освещает их различными источниками, создавая искусственные эффекты освещения.

Главное в художественном фильме — это образ человека. Но если в театре зритель воспринимает игру актера непосредственно, то в кинематографе он видит воспроизведение этой игры, зафиксированное оператором.

Оператор не только обеспечивает зрителю возможность увидеть в кадрах фильма внешний облик человека, но подчеркивает определенные его черты, внутреннее состояние, тончайшую мимику лица, жесты, походку. Операторское искусство в художественном фильме способствует созданию актерского образа при помощи определения точки съемки, освещения, композиционного построения кадров, создания оптического рисунка. Все эти средства заставляют зрителя видеть актерский образ на экране как бы глазами оператора.

В профессиональном кинематографе главная творческая задача оператора художественного фильма -- работа над экранным образом актера. Искусство оператора в художественном фильме должно быть непосредственно связано с искусством актера. А для этого оператор должен прочувствовать и смысл сцены, которую он снимает, и то внутреннее содержание, которое вкладывает актер в свое творчество.

Было бы неправильно думать, что кинолюбителю доступны лишь хроникальные, документальные съемки.

В условиях любительской кинематографии имеются огромные возможности для работы с актерами. К съемкам всегда можно привлечь самодеятельные драматические коллективы. Кинолюбитель в решении изобразительной формы фильма должен, так же как и профессиональные кинематографисты, исходить из его содержания, драматургии и режиссерской трактовки.

Кинолюбитель часто бывает практически режиссером, и оператором, и художником создаваемого фильма. Поэтому необходимо, чтобы он был знаком со спецификой их творчества, с имеющимися в их распоряжении техническими средствами, с приемами их мастерства.

Кинооператор-любитель должен творчески организовывать обстановку, среду, где действует, «живет» человек. Пейзаж, на фоне которого развертывается действие, или обстановка комнаты являются сценическим фоном, помогающим творческой работе актера, способствующим раскрытию образов.

Освещая такой фон, кинооператор часто должен как бы «отработать» (выделить) светом только часть его элементов, которые, войдя в задуманную композицию кадра, «свяжутся» с фигурой актера по ракурсу, цвету, тональности изображения.

Нужно учитывать, что кинооператор может также оказать влияние и на ритм действия, изменяя частоту съемки, применяя объективы различного фокусного расстояния, панорамирование, съемку с движения и др.

Перед реалистическим искусством всегда стоит задача яркого, правдивого показа действительности. Начинающий кинолюбитель, после того как он в основном овладел техникой своего искусства, не должен ограничиваться документальным воспроизведением действительности. Его творческая задача — создание художественного образа, выявление типических черт окружающей жизни. Иногда следует пользоваться даже преувеличением, метафорой. Однако при этом надо соблюдать чувство меры и учитывать жанр, в котором задуман фильм (очерк сатирический, документальный, лирический, научный и т. п.).

В художественном фильме все, начиная от сценарного замысла, режиссерской трактовки образов, актерской манеры и операторского решения и кончая декоративным, шумовым и музыкальным оформлением, должно сливаться в единую художественную форму. Соблюдение этого принципа — один из важнейших критериев в работе кинооператора — любителя и профессионала.

Кинокадр не самостоятельная картина — это лишь одно звено монтажно-смысловой цепи: сцены, эпизода и всего фильма. Его содержание — только некоторая часть раз-вивающегося действия.

Кинооператор, решая изобразительные задачи каждого отдельного кадра, должен стремиться к тому, чтобы действие, движение при монтажном сопоставлении предыдущих и последующих кадров представляли единую картину не только по смыслу, но и по композиции, свету и колориту, то есть по внешним изобразительным признакам. Этим кинокадр отличается от произведений других видов изобразительного искусства, например живописи. Одна из важнейших закономерностей построения кинематографического изображения — монтажность движения.

Поиски художественного решения отдельных кадров и фильма в целом у различных мастеров часто идут различными путями. Но эти поиски тогда увенчаются успехом, когда найденная форма будет отвечать содержанию, раскрывать сущность изображаемого.

Кинооператор, сочетая изобразительную форму с содержанием фильма, должен развивать и углублять кинематографические образы. Бесстрастное фиксирование происходящего перед камерой действия, отказ от смелых, ярких заостренных форм кинематографической изобразительности говорят об отсутствии у оператора художественного вкуса или о непонимании им огромной силы воздействия изображения как важнейшей и неотъемлемой части формы кинопроизведения, призванной выражать и доносить до зрителя содержание фильма.

Динамика кинематографического изображения.

В отличие от произведений живописи, кинематографический кадр не представляет собой самостоятельную и законченную картину. Кроме того, оператор создает динамическое, движущееся изображение. Все это нередко заставляет отказываться от прямого заимствования многих законов живописной композиции. Но оператор добивается желаемого эффекта, используя свои, кинематографические возможности, применяя различные способы съемки, выразительное освещение и многое другое.

Таким образом, в нашей практической работе необходима правильная постановка изобразительных задач, которые могут быть решены кинотехническими средствами.

Приемами операторского искусства решаются линейно-пространственная композиция кадра, его колорит (сочетанием белого или цветного освещения с окраской объектов, находящихся в кадре), определяются нужный ракурс (точка зрения) и перспектива. Все это в киноизображении решается динамически, то есть с учетом движения, происходящего внутри кадра и получаемого за счет последовательного изменения точки съемки, появления новых и ухода прежних действующих лиц, перемены места и времени действия, освещения и т. п.

Иногда динамику киноизображения неправильно понимают как наличие неких переходных моментов движения между двумя более или менее статически построенными изображениями. Такое понимание связано с тем, что до рождения кинематографа в изобразительном искусстве было известно лишь статическое изображение.

Из этого знакомого, установившегося представления исходят обычно при первых попытках построить динамику киноизображения, и часто в этом лежит причина многих ошибок, которые делают начинающие кинолюбители.

Движение - органическое свойство искусства кинематографа. Так же как в жизни, неподвижные моменты в нем - это только кажущаяся остановка движения. Анализируя изобразительное искусство кинематографа, мы должны были бы всегда прибавлять слово "динамический": динамическая линейно-пространственная композиция, динамическое колористическое решение, динамическая точка зрения (ракурс, перспектива), подчеркивая этим, что и композиция, и колорит, и ракурс непрерывно изменяются. И только для удобства и легкости в дальнейшем изложении понятие "динамический" опускается и просто говорится: композиция, ракурс, колорит, светотень и т. п.

Свет (светотень) - основное "орудие" операторского искусства. Владея светом, кинооператор, подобно художнику, орудующему кистью и красками, или скульптору, работающему резцом, отбирает характерные черты, выявляет детали, создает плоскостное или объемно-пластическое изображение, придает общую настроенность светотеневому решению и колориту композиции.

Светотенью, композицией, оптическим рисунком и другими специфическими средствами и приемами мастерства кинооператор создает изобразительную характеристику действующих лиц, передает их внутреннее состояние. Эти задачи решаются не изолированно для каждого кадра, а обязательно с учетом его связи с предыдущими и последующими кадрами и эпизодами фильма, в их так называемой монтажно-смысловой и драматургической связи, с учетом единства стиля кинопроизведения в целом.

Для решения конкретных изобразительных задач кинооператор пользуется черно-белой или цветной пленкой; он отбирает объекты съемки на натуре по свету и состоянию погоды, а в интерьере освещает их различными источниками, создавая искусственные эффекты освещения.

Человек на экране.

Главное в художественном фильме - это образ человека. Но если в театре зритель воспринимает игру актера непосредственно, то в кинематографе он видит воспроизведение этой игры, зафиксированное оператором.

Оператор не только обеспечивает зрителю возможность увидеть в кадрах фильма внешний облик человека, но подчеркивает определенные его черты, внутреннее состояние, тончайшую мимику лица, жесты, походку. Операторское искусство в художественном фильме способствует созданию актерского образа при помощи определения точки съемки, освещения, композиционного построения кадров, создания оптического рисунка. Все эти средства заставляют зрителя видеть актерский образ на экране как бы глазами оператора.
В профессиональном кинематографе главная творческая задача оператора художественного фильма – работа над экранным образом актера. Искусство оператора в художественном фильме должно быть непосредственно связано с искусством актера. А для этого оператор должен прочувствовать и смысл сцены, которую он снимает, и то внутреннее содержание, которое вкладывает актер в свое творчество.

Кинооператор должен творчески организовывать обстановку, среду, где действует, "живет" человек. Пейзаж, на фоне которого развертывается действие, или обстановка комнаты являются сценическим фоном, помогающим творческой работе актера, способствующим раскрытию образов. Освещая такой фон, кинооператор часто должен как бы "отработать" (выделить) светом только часть его элементов, которые, войдя в задуманную композицию кадра, "свяжутся" с фигурой актера по ракурсу, цвету, тональности изображения.

Нужно учитывать, что кинооператор может также оказать влияние и на ритм действия, изменяя частоту съемки, применяя объективы различного фокусного расстояния, панорамирование, съемку с движения и др.

Перед реалистическим искусством всегда стоит задача яркого, правдивого показа действительности. Его задача – создание художественного образа, выявление типических черт окружающей жизни. Иногда следует пользоваться даже преувеличением, метафорой. Однако при этом надо соблюдать чувство меры и учитывать жанр, в котором задуман фильм (очерк сатирический, документальный, лирический, научный и т. п.).

В художественном фильме все, начиная от сценарного замысла, режиссерской трактовки образов, актерской манеры и операторского решения и кончая декоративным, шумовым и музыкальным оформлением, должно сливаться в единую художественную форму. Соблюдение этого принципа - один из важнейших критериев в работе кинооператора - любителя и профессионала.

Единство формы и содержания.

Кинокадр не самостоятельная картина - это лишь одно звено монтажно-смысловой цепи: сцены, эпизода и всего фильма. Его содержание - только некоторая часть развивающегося действия.

Кинооператор, решая изобразительные задачи каждого отдельного кадра, должен стремиться к тому, чтобы действие, движение при монтажном сопоставлении предыдущих и последующих кадров представляли единую картину не только по смыслу, но и по композиции, свету и колориту, то есть по внешним изобразительным признакам. Этим кинокадр отличается от произведений других видов изобразительного искусства, например живописи. Одна из важнейших закономерностей построения кинематографического изображения - монтажность движения.

Поиски художественного решения отдельных кадров и фильма в целом у различных мастеров часто идут различными путями. Но эти поиски тогда увенчаются успехом, когда найденная форма будет отвечать содержанию, раскрывать сущность изображаемого.

Кинооператор, сочетая изобразительную форму с содержанием фильма, должен развивать и углублять кинематографические образы. Бесстрастное фиксирование происходящего перед камерой действия, отказ от смелых, ярких заостренных форм кинематографической изобразительности говорят об отсутствии у оператора художественного вкуса или о непонимании им огромной силы воздействия изображения как важнейшей и неотъемлемой части формы кинопроизведения, призванной выражать и доносить до зрителя содержание фильма.

Категория: Операторская работа | Добавил: admin (26.08.2008)
Просмотров: 2355 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Хостинг от uCozCopyright http://kinoru.ucoz.ru © 2017