Интервyou с оператором Николаем Торским - Операторская работа - Каталог статей - КиноРУ
Меню сайта
Категории каталога
Разное [73]
Словари [10]
Глоссарий терминов в области цифрового видео Словарь видеоэффектов и др.
Съёмка [35]
для начинающих
Сценарий [55]
Учебники, статьи по драматургии и др.
Режиссура [31]
Операторская работа [59]
Свет, коипозиция
Актерское мастерство [17]
Монтаж [49]
Звук [14]
Спецэффекты [14]
История кино [50]
Оборудование [18]
Программы [5]
Рецензии [5]
Интервyou [34]
Анимация [1]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта





stat24 -счетчик посещаемости сайта


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вторник, 17.01.2017, 05:46ГлавнаяРегистрацияВход
КиноРу
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Операторская работа

Интервyou с оператором Николаем Торским

Торской Николай Иванович - замечательный оператор с сорокалетним стажем и преподавателя светотехники, в cтатье расскажет как снимать свое кино в домашних условиях без специальных осветительных приборов, кого из мастеров смотреть и изучать для начала, а также секреты настоящего оператора, которые помогут в любой ситуации. И не только… 

Корр.: Мой первый вопрос, ответ на который важен любому начинающему оператору: какие недостатки и преимущества в съемке на натуре и в павильоне?

Торской: Есть свои проблемы и в съемке на улице, например, неблагоприятные условия освещения. Под этим разумеются условия, которые не совпадают с вашей задачей. Вы хотите пасмурную, погруженную в туман погоду, а светит солнце.

Корр: А фильтр? Если применять фильтр?

Торской: Неа, туман сложно сделать. Можно на лицо сделать фильтр, немножко усилить туман, когда он есть, но так нет. Надо задымлять все – лица, дома и пр. Но пасмурную погоду сделать полностью нельзя.

Корр: Зато я точно знаю, что одно из бесспорных преимуществ съемки на натуре – съемка в режим. Она дает невероятный эффект, которого в павильоне добиться невозможно.

Торской: Режимная съемка – прекрасно – снимают каждый день. Но все-таки режим, когда небо определенное, нужно особое настроение передать, например, море, морской пейзаж, сейчас американцы вообще не снимают в такой технологии. Почему? Это очень короткое время, непроизводительно. Они снимают ночью, потому что у них есть пленка и 400, и 800 Kodak. Они только слегка подсвечивают передний план, а дальше видна вся улица. 

Корр: Наш киноклуб, в первую очередь, рассчитан на тех, кто снимает с минимальным количеством технических приспособлений, чаще из-за финансовых возможностей. Какие Вы можете дать советы, как снять настоящее кино, не используя серьезную технику.

Торской: В свое время в хронике применялись ХОПы.

Корр: ХОП?!

Торской: ХОП. Хроникальный Осветительный Прибор. Это алюминиевый отражатель, и в нем лампа. Сейчас, думаю, их уже не выпускают, но они сохранились. Обычно в магазинах их можно было купить очень дешево. А они давали неплохой заполняющий свет.

Корр: Т. е. в принципе ХОП можно сделать самому. Алюминий достать несложно, крепеж и обычная лампочка.

Торской: Да, но я, думаю, можно купить дедалайт.

Корр: Можно, но мы пойдем по сложному пути, когда ничего нельзя. И вообще, когда техники нет, фантазия начинает работать лучше. Если мы конструируем дедалайт, какую лампочку использовать, какой мощности она должна быть?

Торской: Если в домашних условиях, есть специальный алюминий, у которого коэффициент отражения очень большой. В свое время продавался в фотомагазинах, сейчас все это исчезло, потому что никому не нужно. Кто это будет покупать?

Корр: Ну вот мы бы и купили. А лампочки какой мощности должны быть?

Торской: 100-150 Вт.

Корр: И отражатель?

Торской: И отражатель хороший. Отражатель общего, ненаправленного действия. Потому что прожекторы, если их сфокусировать на далекое расстояние, могут сделать пятно. Я когда-то сам собирал. Общий отражатель достал и линзочку. С этого и начинал. В автомобильную фару можно: там отражатель есть, только всунуть лампочку. Для любительских съемок достаточно приобрести отражатель, который складывается. Он стоит 1$ - 1 см. На одной стороне - серебряно-белое покрытие, а на другой – теплое. Тогда можно и контровое, и нижний, и верхний свет. Только не злоупотреблять. Закрыли диафрагму, чтобы солнышко было не в заплыве, поставить контровое, а потом приближаем до нужного расстояния и снимаем. Также и на улице. Вот, например, Парк Культуры им. Горького, а на другой стороне старые склады – белые. И во второй половине дня, поставить контровой, мощная подсветка, и больше ничего не надо. И очень хорошо снимать. Поэтому, если вы будете думать, как снять контровой свет на солнце, достаточно туда поехать. 

Корр: Спасибо за совет. Скажите, пожалуйста, а какие фильмы Вы советуете посмотреть в первую очередь, чтобы укрепить теоретические знания. Вот, например, мы смотрели «Сельскую учительницу» (фильм М.С. Донского, оператор С.П. Урусевский, в главной роли Вера Марецкая – прим. корр.), где Урусевский при помощи света меняет возраст актрисы от молоденькой девушки до пожилой женщины.

Торской: Есть много примеров единичного решения портретного света. Например, в фильме «Дело было в Пенькове», есть сцена, когда герой встречает героиню у забора, и свет падает сначала на него, потом на нее через дыры в плетне. И вот, если смотреть в кинотеатре, там ее глаза буквально просвечиваются, радужная оболочка вся светится. Что касается света: это Москвин, к примеру «Иван Грозный» и вообще все. «Дама с собачкой»: сцена в кафе – Баталов, Медведев и др. – героиня проходит вся в белом. Представляете, сбалансировать все точно: улицу, платье. Или, например, когда в толпе закурили, и он сказал: «Так, всем курить», - контровой свет, и сразу проработалось пространство. Сейчас, правда, все больше делают натуралистично, как у Лебешева, например, в «Неоконченной пьесе…» (Павел Лебешев – легендарный оператор. «Свой среди чужих…», «Белорусский вокзал», «Асса», «Мама» и др. фильмы – прим. корр.). Но все это нужно смотреть в кино, а не на телеэкране, тогда все белое аж горит. Можно смотреть ранние фильмы: «Мать» - Головня снимал (фильм Вс.И. Пудовкина, оператор Анатолий Головня, в главной роли – Вера Барановская – прим. кор.). Учиться чувствовать надо на деталях, на простых вещах, чтобы понять, увидеть, как отрабатывается пространство. Урусевского смотреть. Например, «Возвращение Василия Бортникова», там глубинный план и окна, и так все «поддымлено», и свет сразу прорабатывается стереоскопично.

Насчет отработки кадра и пространства нужно смотреть Толанда (Грег Толанд – прим. корр.) он снимал с Орсоном Уэллсом, в частности «Гражданин Кейн» и другие работы. 

Корр: И последний вопрос. Какую литературу Вы можете посоветовать нашим читателям о силе влияния света в кино, тем, кто хочет серьезно заниматься светотехникой?

Торской: Головня Анатолий Дмитриевич «Свет в искусстве оператора», Железняков «Цвет и контраст», Косматов «Мастерство кинооператора». Многие писали, но в основном о композиции кадра, но о свет как таковом серьезно говорили вышеназванные авторы. 

Корр: Т.е выходит, что возникает проблема с литературой, о свете недостаточно написано.

Торской: Да, но названных авторов нужно обязательно прочитать.     

Светотехникой интересовалась Назарова Дина.

Категория: Операторская работа | Добавил: admin (05.09.2008)
Просмотров: 1607 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.3/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Хостинг от uCozCopyright http://kinoru.ucoz.ru © 2017