Эблан Дэн - "Цифровая съемка и режиссура" - Съёмка - Каталог статей - КиноРУ
Меню сайта
Категории каталога
Разное [73]
Словари [10]
Глоссарий терминов в области цифрового видео Словарь видеоэффектов и др.
Съёмка [35]
для начинающих
Сценарий [55]
Учебники, статьи по драматургии и др.
Режиссура [31]
Операторская работа [59]
Свет, коипозиция
Актерское мастерство [17]
Монтаж [49]
Звук [14]
Спецэффекты [14]
История кино [50]
Оборудование [18]
Программы [5]
Рецензии [5]
Интервyou [34]
Анимация [1]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта





stat24 -счетчик посещаемости сайта


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вторник, 17.01.2017, 20:09ГлавнаяРегистрацияВход
КиноРу
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Съёмка

Эблан Дэн - "Цифровая съемка и режиссура"

РАСКАДРОВКА

Проект, как правило, начинается на бумаге (подобно тому, как вы составляете список продуктов перед походом в гастроном, план книги - перед ее написанием, либо чертеж для перестройки дома). Таким образом начинается и подготовка к анимационному проекту.

Раскадровка представляет собой план создания цифрового содержимого. И хотя раскадровку нередко связывают с кинематографом, она может оказаться полезной даже для независимого частного создателя анимации. Применение методов раскадровки позволяет сэкономить немало времени и энергии, особенно в цифровой съемке и режиссуре. Производственный процесс, будь то создание фильма, видео или трехмерной анимации, начинается со сценария или даже наброска, а далее планирование продолжается визуально. Именно здесь и приходит на помощь раскадровка.

Планирование и раскадровка кажутся лишней работой, но только на первый взгляд. Ведь не всегда удается выбрать наиболее правильное направление и приступить к проекту. В этой главе будет показано, каким образом раскадровка позволяет сформировать собственное вмдение проекта, помогая подготовить кадры съемки, трехмерные модели, уровни детализации. Таким образом, она точно определяет, каким образом режиссируется съемка анимационного фильма.

Эта глава научит читателя мыслить категориями кинооператора и режиссера. Если режиссер решает, каким должен быть каждый снимаемый кадр, то кинооператор определяет внешний вид этих кадров. И для обоих данный процесс начинается на бумаге.

ОТ БУМАГИ К ЭКРАНУ

Планирование является важным элементом любой стороны жизни человека. Планировать приходится свой день, финансы, учебу и прочее. При подготовке к созданию фильма или даже съемке частного видео проект обычно планируется сначала на бумаге. Аналогично, можно планировать съемку, работая в цифровой среде. Планирование последовательности своих действий требует аккуратности. Поэтому работа над планом проекта должна быть скрупулезной, но не тяжелой.

Если сравнить анимационный проект с дорогой, а себя - с водителем, то раскадровка может служить в качестве дорожной карты. Раскадровка помогает выбрать направление движения, избежать ложных путей и тем самым сэкономить время и средства. А хорошая раскадровка позволяет сократить общие производственные затраты благодаря правильному планированию съемок, исключающему ненужные кадры. На первый взгляд, ненужные кадры не требуют никаких затрат, если они создаются на компьютере. Ведь при этом не нужно строить декорации или нанимать электриков для освещения съемочной площадки, как это делается на киностудиях. Однако не следует забывать, что время - деньги. Ненужные кадры означают для руководителя анимационного проекта и его группы необходимость создавать, текстурировать и подготавливать к съемке дополнительные модели и декорации. А ведь за машинное время и выполненную работу надо платить - даже в цифровой среде. И если время - деньги, то раскадровка позволяет художнику, работающему как в цифровой среде, так и в традиционных жанрах, экономить время.

И наконец, раскадровка помогает режиссеру видеомонтажа смонтировать фильм. Таким образом, раскадровка служит в качестве дорожной карты не только художнику, но и режиссеру видеомонтажа. В частности режиссер видеомонтажа может использовать раскамровку для монтажа отдельных цифровых кадров согласно плана, намеченного создателем фильма, не теряясь при этом в догадках. В итоге, продукции выпускается в срок и без превышения бюджета.

В этой главе основное внимание уделяется назначению, полезности и правильному использованию раскадровки. Вы узнаете, каким образом воплощение вдев в виде простых рисунков позволит в конечном итоге сэкономить время. Но прежде, чем приступать к созданию собственной раскадровки, посмотрите некоторые примеры раскадровки, сделанной Джеком Беннетом II и его отцом, проработавшими 35 лет в кинематографе и на телевидении, в частности, над такими проектами, как "Уокер, техасский рейнджер","Робот-полицейский", "Одинокий голубь" и "Капитан Рон". На рис. 3.1 приведен типичный пример раскадровки, выполненной Джеком Беннетом II для телевидения. Благодаря ясным иллюстрациям можно легко проследить сценическое действие в течение всего эпизода.

Рис. 3.1 Типичная раскадровка для телевидения,
где ясно видно начло, середину
и конец сцены

Приведенная выше раскадровка представляет собой лишь один из способов планирования съемок. В данном случае можно заметить присутствие в сцене элемента опасности, в том числе пожара в автомашине. Правильно составленная раскадровка позволяет режиссеру, актерам, кинооператору и группе спецэффектов как следует подготовиться к съемке. Используя раскадровку, актеры могут репетировать свои сцены, осветители - определить наилучшие условия освещения, а режиссер - разработать порядок съемки.

Раскадровка - это своего рода искусство. В кинематографе многие заняты исключительно раскадровкой. При этом художник по раскадровке может работать с режиссером, сценаристом и кинооператором над раз- работкой общего представления о фильме. Многие кинооператоры и режиссеры сами владеют искусством раскадровки. Итак, теперь необходимо решить, с чего же начать. Какие первые шаги следует предпринять для создания этого важного элемента цифровой съемки? Начинать следует с простой идеи.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИДЕИ

После того, как будет написан сценарий (по крайней мере в виде пригодной для работы рукописи) кинооператор или режиссер приступает не только к составлению схематического плана съемки - он начинает воплощать свое представление о создаваемой продукции. Режиссеры действительно полагаются на тщательно проработанную раскадровку на этапе подготовки к производству. Для этого они берут в руки карандаш и бумагу и начинают "оживлять" придуманные сцены фильма. Аниматору и художнику, занимающемуся визуальным искусством, необходимо иметь достаточное представление о создаваемой сцене и ее назначении - не обязательно именно в таком порядке! В цифровой среде нередко приходится совмещать обязанности кинооператора и режиссера, если, конечно, речь не идет о крупном производстве. А это означает, что создатель фильма является той творческой движущей силой, которой отведено важное место в процессе раскадровки. Именно он должен положить на стол наглядный план действий.

Иллюстрация идеи имеет во многих отношениях чрезвычайно важное значение. Она позволяет определить настроение, оформление фильма, виды оборудования, необходимого для съемки и многое другое. В цифровой среде раскадровка помогает выбрать тип объектива камеры, способ подготовки модели к съемке, а также требующиеся для этого текстуры. Для иллюстрации идеи не обязательно создавать план всего проекта или фильма (главное - не перемудрить). Если имеется некоторое представление о том, что хотелось бы создать, с данного представления и следует начинать. Для этого достаточно сделать простой набросок на чем угодно: от салфетки до обратной стороны конверта. Главное - перенести свои идеи и представления на бумагу. Так, на рис. 3.2 отображены некоторые основные идеи оформления обложки настоящей книги. Такое видение сначала рождается в уме, однако его необходимо материализовать" на бумаге, чтобы начать процесс грехмерного моделирования. Блок-схема, приведенная на рис. 3.3, позволяет лучше понять весь процесс визуального представления творческой идеи.


Рис. 32 В начале проекта необходимо перенести свои диети на бумагу. Изображение для обложки настоящей книги появилось из этих двух иллюстраци основной идеи

Рис. 3.3 На данной блок-схеме представлен пример последовательности действий при создании художественного фильма, короткометражного анимационного фильма и даже индивидуального блока телевизионных программ

Основной порядок выполнения проекта, как, впрочем, и всех великих произведений, начинается с идеи. Эту идею необходимо подкрепить визуально, уточнить и довести до совершенства. Как следует из рис. 3.3, рас кадровка используется в процессе производства неоднократно: от планирования до анимации и видеомонтажа. При этом раскадровка направляет весь процесс анимации. Ее можно использовать не только для разработки порядка съемки, но и выбора уровня детализации трехмерных моделей, а также для определения правильной последовательности кадров анимации.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Планирование и визуальное представление кадров съемки имеют решающее значение для достижения намеченной цели. Эти процессы требуют концентрации, аккуратности и даже ознакомления с конкретным местом съемки. Так, если в фильме необходимо воссоздать реальную обстановку, в частности, Уобэш авеню в Чикаго, сначала можно сделать несколько простых набросков, а затем ознакомиться с данным местом для уточнения деталей. На месте съемки обнаруживаются отсутствующие детали, в том числе, стилизованные фонарные столбы, переулки, места для мусорных ящиков и многие другие подробности, способные придать сценам дополнительный реализм. С другой стороны, может оказаться, что первоначальное представление о месте съемки не соответствует действительности. В любом случае посещение места съемки - обязательная часть процесса планирования, которая позволяет внести в раскадровку необходимые кинематографические и материальные детали окружающей обстановки. Кроме того, посещение места съемки поможет в дальнейшем правильно организовать съемку, когда в ней уже принимают участие актеры. На илл. 3.1 приведены две фотографии, которые использовались в качестве образца для оформления обложки настоящей книги.

Все ресурсы, которые могут способствовать созданию раскадровки, должны быть задействованы на этапе планирования производства. Ведь правильно составленная раскадровка обеспечивает создание цифрового содержимого, о котором уже сложилось определенное представление. Так с чего же следует начинать раскадровку? Какой выбрать для нее формат и что в нее включить? Ответы на эти и другие вопросы будут даны далее в этой главе.

ПРОЦЕСС РАСКАДРОВКИ

Создание раскадровки начинается с очерченного рамкой контура, как правило, в соответствии с выбранным форматом кадра, в частности, 4:3 для телевидения л 16:9 для кинематографа. Выбор формата кадра перед раскадровкой очень важен, поскольку от этого зависит сама съемка. На рис. 3.4 приведен типичный кадр раскадровки для видео (формата 4:3), а на рис. 3.5 - типичный кадр для фильма (формата 16:9).

Однако выбор подходящего формата кадра - это oишь начало. Каждый кадр раскадровки должен представлять отдельный кадр, наблюдаемый на экране из точки расположения камеры. Таким образом, раскадровка должна отображать действие или движение.

Рис. 3.4. Если раскадровка создается для видео или телевидения по стандарту NTSC, то используется аналогичный представленному здесь пустой кадр раскадровки

Рис. 3.5. Если короткометражный анимационный фильм предназначен для кинопроката, то используется подобный этому пустой кадр раскадровки. Данный формат кадра может быть также использован для видео и телевидения

На рис. 3.6 приведены два кадра раскадровки, в которых отображена одна последовательность действий. Как можно заметить, для большей ясности стрелкой обозначены движение и ход съемки.

Зачастую время и бюджет не позволяют выполнить раскадровку полностью. Так как же в таком случае определить, что именно подлежит раскадровке, если она имеет столь важное значение для производства? С другой стороны, раскадровка может быть использована лишь для воплощения общих идей, а не всего проекта. Что же все-таки следует включать в этот процесс? Рекомендуем принять во внимание следующие важные для всего производства аспекты.

     
  • Съемка натурная и дальним планом.

     
  • Диалоговые последовательности.

     
  • Последовательности действий.

Процесс раскадровки для цифровой съемки и режиссуры оказывается практически таким же, как и для кинематографа и телевидения, хотя и существуют некоторые незначительные отличия. В цифровой среде раскадровка состоит, главным образом, из цифрового содержимого или цифрового содержимого, наложенного на реальный отснятый материал. Дальние планы, диалоги и последовательности действий могут стать опорой анимационного проекта, а следовательно, они являются главными элементами раскадровки. В частности, многие короткометражные анимационные фильмы начинаются с установления связи с местом действия и персонажами. Наиболее привлекательными элементами анимации являются диалоги персонажей и действие, происходящее в промежутке между ними. Если все три указанных элемента удастся включить в раскадровку, этого будет вполне достаточно для достижения намеченных целей съемки и режиссуры.

 

Рис. 3.6. Два простых кадра раскадровки отображают одну последовательность действий. Здесь раскадровка правильно используется как для обозначения происходящего в данной последовательности, так и для определения угла расположения камеры

РИСОВАНИЕ

Чтобы создавать раскадровку, необходимо уметь рисовать. Однако раскадровку можно создать независимо от способностей к рисованию. Для воссоздания кадров съемки достаточно нарисовать их содержимое в виде простейших геометрических форм и даже схематических рисунков. Требуется лишь запастись бумагойи карандашами.

Конечно, для улучшения качества раскадровки можно прибегнуть к услугам художника по раскадровке или создателя цифрого сожержимого, а еще лучше - усовершенствовать собственные навыки рисования! В последнем случае рекомендуется пойти в местную библиотеку для изучения литературы по классическому рисованию, изобразительному искусству и живописи либо пройти курс рисования в местном колледже. Это отличная школа для создания цифрового содержимого, поскольку теоретическая и практическая подготовка в области рисования, живописи, скульптуры и фотографии положительно сказывается на качестве работ, создаваемых в цифровой среде.

КОМПОЗИЦИЯ И КАДРИРОВАНИЕ

Процесс раскадровки позволяет не только наметить весь ход съемки фильма, но и дает возможность правильно сформировать каждый кадр и составить его композицию. В частности, раскадровка помогает выбрать способ передвижения, панорамирования, "наезда", "отъезда" или наклона цифровой виртуальной камеры в конкретной сцене. На рис. 3.7 приведен пример удачной композиции двух кадров раскадровки.

Композиция, представленная на рис. 3.7, оказывается удачной по ряду следующих причин.

Рис. 3.7. Правильное сочетание кадрирования и композиции способствует непрерывности последовательного ряда кадров

     
  • В первом кадре (с меткой 5) мужской персонаж смотрит в кадр, тогда как основное внимание привлечено к женскому персонажу. Такой вид съемки дает зрителю возможностьвидеть взаимодействие двух персонажей. Здесь ясно, на чьи действия или слова реагирует женский персонаж.

     
  • Габаритная высота в этом кадре не выходит за допустимые пределы, поэтому внимание зрителя удерживается на объекте главного интереса - женском персонаже.

     
  • Второй кадр (с меткой 6) является полной противоположностью первого. Здесь женскийперсонаж оказывается слева и смотрит в кадр. Внимание зрителя теперь сосредоточено намужском персонаже и его речи. Этот вид съемки аналогичен предыдущему в том отношении, что он привлекает внимание зрителя к ведущему диалог персонажу, оставляя безвнимания другой персонаж, к которому обращается первый. (Когда один из персонажейоказывается слева, это просто означает незначительное панорамирование камеры вправо.В данном случае камера смещена влево и женский персонаж смотрит в кадр, что придает
    съемке более удобный и эстетичный вид.)

Последовательность чрезвычайно важна для всего создаваемого проекта и более подробно рассматривается в главе 8. Последовательность делает кадры съемки "действующими". Иными словами, правильная композиция и кадрирование обеспечивают требуемую последовательность. В главах 6, 7 и 8 настоящей книги будет показано, каким образом достигается правильное кадрирование благодаря установке соответствующих углов и расположения камеры, соблюдению правила третей и прочим методам.

КОМПОНОВКА СТРАНИЦ РАСКАДРОВКИ

Для профессиональных художников по раскадровке ее компоновку обычно определяет студия или режиссер, нанимающие таких художников. Однако свободные художники, являющиеся "мастерами на все руки", выполняют самостоятельно раскадровку своей продукции, поэтому они имеют привилегию выбирать

Рмс. 3.8. Три кадра формата 16:9 вполне размещаются
на листе бумаги формата А4

компоновку раскадровки по собственному усмотрению. В данном процессе полезными могут оказаться следующие рекомендации.

     
  • Не используйте весь лист бумаги для одного
    кадра раскадровки. Какую бы важную роль
    в проекте ни играла раскадровка, тратить
    слишком много времени на рисование нецелесообразно.

     
  • С другой стороны, не делайте изображения
    кадров слишком мелкими. Размещение боль
    шого количества кадров на одном листе бума
    ги затрудняет их просмотр и неизбежно сво
    дит на нет назначение раскадровки!

     
  • Размещайте на одном листе бумаги от трех до
    шести кадров раскадровки в зависимости от
    выбранного формата кадра.

     
  • Используйте бумагу формата А4 (21,59x27,94
    см). Конечно, можно воспользоваться бумагой большего формата (в частности,
    27,94x43,18 см), однако формат А4 в данном
    случае удобнее, поскольку страницы раскад
    ровки отлично подходят для подшивки в пап
    ке со скоросшивателем, кроме того, они про
    ще поддаются фотокопированию.

 

Рис. 3.9. Шесть кадров формата 4:3 отлично размещаются на стандартном листе бумаги формата А4

Рис. 3.10. Благодаря размещению четырех кадров формата 4:3 на стандартной бумаге остается место для примечаний

На рис. 3.8 представлена простая компоновка страницы раскадровки с тремя кадрами формата 16:9 на бумаге формата А4.

На рис. 3.9 отображено шесть кадров формата 4:3, заполняющих страницу А4. Еще раз внимательно рассмотрите оба рисунка. Нетрудно заметить, что на рис. 3.9 с шестью кадрами раскадровки формата 4:3 совсем не остается места для текста. Текст под кадрами раскадровки не всегда нужен - все зависит от вида съемки и сложности раскадровки. Однако в большинстве случаев размещение кадров должно предполагать свободное место для текста (как показано на рис. 3.10) - это признак качественно выполненной работы. В данном случае можно не только разметить кадры для удобного просмотра, но и составить их описание, сделать необходимые примечания к ним.

Из прямоугольников и линий можно без труда создать шаблон раскадровки в своей любимой программе редактирования изображений, добавить к этому область для ввода информации о сцене, распечатать полученный шаблон и скопировать его. Более того, из шаблонных листов раскадровки можно даже создать планшет, чтобы брать его с собой и набрасывать идеи по мере их появления.

Не следует забывать, что основное назначение раскадровки для цифровой съемки и режиссуры - это создание набросков плана анимации. Изображение кадра раскадровки и совпровождающий его текст описания и примечаний служат для справки на протяжении всего проекта. В связи с этим рекомендуется выбрать наиболее удобную для себя компоновку раскадровки. Опять же, если приходится работать с режиссером или студией, они могут настоять на использовании другого формата кадров. Но в большинстве случаев главным критерием выбора компоновки является удобство просмотра изображений.

ПРОТЯЖЕННЫЕ КАДРЫ

Приведенные выше разновидности компоновки раскадровки пригодны для большинства анимационных проектов. Но если читателю приходилось когда-либо слышать о принципе "мыслить вне рамки", то теперь настало время реализовать этот принцип на практике. Раскадровку не следует ограничивать рамками кадра. С помощью протяженных кадров можно передать панорамную съемку, вертикальное панорамирование или съемку со слежением. Назначение протяженного кадра можно представить себе следующим образом. Допустим, что для съемки требуется панорамирование конкретного участка, но если нарисовать этот участок, то с помощью раскадровки невозможно передать, где именно происходит съемка. А если режиссер и кинооператор создадут протяженные кадры, они смогут лучше представить себе, как будет проходить съемка. Аналогично, протяженные кадры дают возможность показать, каким образом объекты съемки входят и выходят из кадра (например, человек, убегающий от главаря банды преступников по улице города). Протяженный кадр дает кинооператору и режиссеру расширенное визуальное представление о конкретной съемке.

Создать раскадровку с протяженными кадрами несложно, если знать ответы на следующие вопросы.

Где начинается съемка?

o Где оканчивается съемка?

Главное для создания раскадровки с протяженными кадрами - это визуальное представление съемки. На рис. 3.11 представлены три кадра раскадровки, отображающих панорамную съемку по ширине цветногорисунка.

Рис. 3.11. В этой раскадровке представлен большой участок. Рамкой в ее кадрах показан участок, видимый в объектив камеры. С помощью протяженного кадра кинооператор и режиссер могут заранее предусмотреть, что за собой влечет конкретная сцена или съемка

Применение протяженных кадров зачастую имеет существенное значение для описания движения камеры во время съемки. На рис. 3.11 простой эскиз представляет саму съемку, а рамка - камеру. Стрелками в каждом кадре раскадровки для кинооператора обозначено нужное направление движения камеры. Этот же принцип может быть использован для описания "наезда" и "отъезда" камеры во время съемки. После ознакомления с различными стилями работы с камерой и видами ее движения (глава 6) полученные знания можно применить при создании собственной раскадровки.

КАДРИРОВАНИЕ СВЕРХУ

Иногда в анимационных проектах интенсивно используется движение камеры, смена камер или взаимодействие персонажей. Кроме того, некоторые события, возможно, потребуется представить схематически как единое целое, прежде чем выполнять раскадровку отдельной съемки. В подобных случаях как в традиционном кинематографе, так и в цифровой среде прибегают к полезном методу - кадрированию сверху. Возможно, читателю уже приходилось делать нечто подобное, например, рисовать карту местности с указанием направлений движения. На такой карте прямоугольниками сначала обозначаются главные наземные ориентиры, затем рисуются прямые линии, указывающие нужные направления. Аналогичным образом, кадрирование сверху может быть использовано в анимации для размещения персонажей, камер, источников света или реквизита. Большая часть раскадровки выполняется с точки расположения камеры, хотя это может быть сделано и с любой другой точки сверху, как показано на рис. 3.12.

Преимущество работы в цифровой среде над традиционным кинематографом состоит в том, что сначала можно создать виртуальную среду, а затем работать с захваченными на компьютере экранами. А традиционным кинематографистам для планирования своих действий во время съемки приходится все рисовать от руки. Вид сверху в направлении оси Y может быть использован в сочетании со стрелками и метками для описания ряда событий, в том числе движения камеры и направления движения автомашины.

Кроме того, кадрирование сверху удобно для проработки важных линий действия во время съемки беседы между двумя персонажами.

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ

Раскадровка не должна быть ни помехой, ни тяжким бременем в работе над проектом. Напротив, она должна оказывать существенную помощь участникам: проекта в их работе. Известные режиссеры всегда полагаются на раскадровку, созданную на этом этапе к производству. Удачно сделанная pacкадровка позволяет сократить общие производственные затраты (как в традиционной сфере, так и в цифровой среде), поскольку исключает дополнительные расходы на декорации и рабочую силу. Кроме того, в конце производственного процесса режиссер видеомонтажа может использовать раскадровку как справочное руководство по монтажу кадров съемки в нужном порядке.

В этой главе представлены основы создания раскадровки, поясняется ее назначение и важность для цифровой съемки и режиссуры. Несмотря на различные аспекты и различные методы выполнения раскадровки, этот процесс можно начать с простого наброска. Ниже приведен ряд советов, которым рекомендуется следовать при выполнении раскадровки на этапе продготовки к производству.

     
  • Воплощайте свои идеи на бумаге.

     
  • Оформляйте съемку.

     
  • Разрабатывайте действие.

     
  • Планируйте движение камеры, его начало
    и конец.

     
  • Выбирайте вид движения камеры: "наезд",
    панорамирование или вертикальное панорамирование.

     
  • Уточняйте свои идеи и продолжайте творить.

Для более досконального изучения возможностей раскадровки читатель может обратиться к следующим книгам, которые помогут ему стать профессиональным художником по раскадровке: "От слова к изображению" (From Word to Image) Марси Беглейтера (Marcie Beglieter) (издательство Michael Wiese Publishing. ISBN 0-941188-28-0) и "101 совет по раскадровке" (101 Storyboarding) Джеймса О. Фрайоли (James О. Fraioli) (издательство Michael Wiese Publishing. ISBN 0-941188-25-6). Кроме того, можно воспользоваться обширной литературой по рисованию, заглянув в местную библиотеку или книжный магазин. Совершенствование любых навыков в традиционном искусстве всегда положительно сказывается на работе в цифровой среде.

А теперь, когда создана раскадровка, следующим этапом операторской и режиссерской деятельности является планирование съемок.

Категория: Съёмка | Добавил: admin (15.04.2009)
Просмотров: 8796 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/8 |
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо , очень ценная информация....

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Хостинг от uCozCopyright http://kinoru.ucoz.ru © 2017