Мелани Энн Филлипс и Крис Хантли - "Драматика. Новая теория драматургии" Теоретические основы - Сценарий - Каталог статей - КиноРУ
Меню сайта
Категории каталога
Разное [73]
Словари [10]
Глоссарий терминов в области цифрового видео Словарь видеоэффектов и др.
Съёмка [35]
для начинающих
Сценарий [55]
Учебники, статьи по драматургии и др.
Режиссура [31]
Операторская работа [59]
Свет, коипозиция
Актерское мастерство [17]
Монтаж [49]
Звук [14]
Спецэффекты [14]
История кино [50]
Оборудование [18]
Программы [5]
Рецензии [5]
Интервyou [34]
Анимация [1]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта





stat24 -счетчик посещаемости сайта


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пятница, 24.03.2017, 23:03ГлавнаяРегистрацияВход
КиноРу
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Сценарий

Мелани Энн Филлипс и Крис Хантли - "Драматика. Новая теория драматургии" Теоретические основы

Перевод: Александр Трубников (Monfore) monfore.livejournal.com

Отказ от ответственности. Настоящий перевод является некоммерческим и публикуется исключительно с ознакомительными целями. Для использования книги необходимо приобрести ее у правообладателя.

Теоретические основы

Базовая концепция

1. Суть повествования (Story Mind)

Одна из особенностей модели, отличающая ее от прочих подобных теорий, состоит в том, что каждое цельное повествование представляется как процесс разрешения некоей умозрительной проблемы. Но эта суть повествования не работает как компьютер, исполняя одну операцию за другой, пока не будет найден ответ. Более того, она работает эвристически, как человеческий мозг, порождая много противоречивых утверждений, которые приводят к достижению результата. И авторский посыл в разрешении этих противоречий для достижения результата имеет не абсолютное, а относительное значение. Что и придает повествованию смысл.

Чтобы создать свою собственную историю, автор должен исследовать все пути, ведущие к решению взятой проблемы. Если часть таких путей будут отброшены, то повествование будет иметь пробелы. Если способы решения проблемы не раскрыты объективно, повествование будет противоречивым.

2. Четыре перспективы

Для цельного повествования недостаточно одной только сути повествования. Это всего лишь посыл, который представляется на рассмотрение читателя. Не менее важно то, какую читатель займет позицию по отношению к этому посылу.

Желает ли автор чтобы читатель рассматривал проблему отстраненно, или чувствовал себя так так, будто сам принимает участие в ее решении? Что более важно - искать приемлемое решение, или оценивать преимущества и недостатки альтернативных решений? Для того чтобы повествование имело завершенную форму, необходимо раскрыть обе точки зрения.

Идеи автора раскрываются через повествование, которое представляется читателю. Это повествование ведется с определенной точки зрения. Такая связь между объектом и наблюдателем создает перспективу, а перспектива раскрывает суть повествования.

Для того чтобы раскрыть повествование во всех аспектах, используются четыре перспективы. Объективная линия, линия основного персонажа, линия противодействующего персонажа и субъективная линия.


Объективная линия.

Первая перспектива имеет такое название, потому что она представляет наиболее объективный взгляд на суть повествования.

Представьте идею повествования как сражение двух армий. Объективный взгляд - это взгляд полководца, который обозревает сражение, стоя на холме. Здесь внимание сфокусировано на стратегии, и с этой перспективы солдаты рассматриваются не по имени, а по своему боевому предназначению: пехотинец, кавалерист, разведчик. И даже если генерал очень беспокоится за каждого солдата, тем не менее, он в первую очередь сосредотачивается на общем ходе событий. Так как речь идет о значительных событиях повествования, объективную линию обычно считают сюжетом, но, как увидим дальше, сюжет подразумевает намного больше.


Линия основного персонажа.

Для того чтобы повествование было цельным, читатель нуждается и в другой точке зрения на поле боя - взгляде солдата из траншеи. Вместо взгляда извне на суть повествования, линия основного персонажа дает взгляд изнутри. А что если суть повествования заключена внутри нас самих? Это то, что читатель видит, став солдатом на поле боя, потому что читатель всегда идентифицирует себя с основным персонажем.

Через основного персонажа мы воспринимаем битву так, словно мы в ней принимаем непосредственное участие. С этой перспективы намного ярче ощущается то, что происходит непосредственно вокруг нас, так как стратеги слишком велики, чтобы это видеть.

Таким образом, линия основного персонажа это самая личностная перспектива повествования.

Основной персонаж не обязательно непосредственный участник битвы. Это может быть повар, санитар, или даже прячущийся в кустах новобранец.


Линия противодействующего персонажа

Чтобы увидеть третью перспективу, на какое-то время ощутите себя в шкуре главного героя. Вы в самом центре нашего повествования-битвы. Дым от взрывов застилает небо. Вы не уверены что ваше продвижение безопасно. Среди всеобщей суматохи вы пытаетесь продолжить путь к цели.

Затем из дыма появляются фигуры - это вам преграждают путь вражеские солдаты.

Эти фигуры - противодействующий персонаж. Вы не достаточно хорошо видите для того, чтобы разобрать кто это - друзья или враги. Может быть, это предатель, который направляет вас на минное поле . Что делать? Идти своим путем на этого человека или попытаться его обойти? Это дилемма, которая стоит перед основным персонажем.

Разрешение конфликта и есть суть повествования , а противодействующий персонаж должен постоянно мешать основному персонажу. Линия противодействующего персонажа это как бы "адвокат дьявола", либо образ действия которым он противодействует основному персонажу.

Субъективная линия.

Как только главный герой сталкивается с препятствием, схватка переходит на личностный уровень, который находится в самом центре общего сражения. Два персонажа встречаются в рукопашном бою - каждый желает, чтобы противник сдался.

Основной персонаж стреляет в противодействующий персонаж, чтобы освободить дорогу. Тот держит позицию, в надежде, что основной персонаж изменит курс или пойдет на развилке другой, не ведущей к цели дорогой. И так они себя ведут до того самого момента, пока не сойдутся в ближнем бою.

Пока вокруг бушует битва объективной линии, основной персонаж и противодействующий персонаж сходятся в своем личном поединке. Субъективная линия и описывает его течение.

3. Четыре перспективы двух известных историй

Цельное повествование стремится к тому, чтобы свести все линии вместе в интересном повествовательном стиле. Но, с точки зрения структуры, необходимо понимать, как они разделяются.

Звездные войны

Объективная линия: галактическая гражданская война между повстанцами и злым императором. Империя строит "Звезду смерти" которая уничтожит повстанцев, если они не уничтожат ее первыми. Но для успеха атаки повстанцам необходимы планы "Звезды смерти", которые оказываются в руках паренька-фермера и старого джедая. Доставляя планы, эти двое встречаются с множеством персонажей, и в конце концов становятся участниками кульминационного космического сражения на поверхности "Звезды смерти"

Линия основного персонажа: Основной персонаж "Звездных войн" это Люк Скайвокер. Эта перспектива показывает его развитие в процессе всей истории. Люк - юный фермер, который мечтает стать космическим пилотом, но не может бросить своих приемных родителей, чтобы осуществить мечту. Он узнает что он сын великого рыцаря-джедая. После того как его приемных родителей убивают, он изучает религию джедаев, Силу. Пройдя через множество опасностей, Люк все больше и больше верит в собственные силы. В конце концов он делает решительный шаг, уверовав в свои чувства с помощью компьютерных технологий, в полете в битве, как последняя надежда повстанцев уничтожить "Звезду смерти". Дела оборачиваются хорошо и Люк изменяется.

Линия противодействующего персонажа: Противодействующий персонаж "Звездных войн" это Оби Ван Каноби. Эта перспектива показывает, как он воздействует (именно на Скайвокера) на протяжении всего повествования. Оби Ван -убеленный сединами джедай, который считает что все в мире находится под воздействием Силы. Он поражает людей своей стойкостью и своими способностями, которые он черпает из Силы.

Субъективная линия: Субъективная линия "Звездных войн" описывает взаимоотношения Люка и Оби Вана. Оби Вану нужен Люк, чтобы помогать в его делах, ему известно, что Люк обладает невероятным потенциалом джедая. Но Люка нужно вести очень осторожного, так как его желания очень сильны, и его способности мало изучены. Оби Ван тренирует Люка, чтобы помочь ему уверовать в Силу и осознать себя.

Заключение - цельное повествование

Мы описали повествование как сражение. Общий вид сражения это объективная линия повествования.

Мы участвуем в стычке вместе с отдельным солдатом, получая его впечатления от сражения из первых рук. Его поведение это и есть линия основного персонажа.

Основной персонаж сталкивается с другим солдатом, преграждающим путь. Это друг или враг? В любом случае это помеха, и описание его влияния на основной персонаж, это и есть линия противодействующего персонажа.

Основной персонаж и противодействующий персонаж сходятся. Основной персонаж говорит "прочь с дороги!" Противодействующий: "измени путь!". В конце концов, одна сила стремится преодолевает другую. Ход этой борьбы составляет субъективную линию повествования.

Взятые вместе, все четыре перспективы и составляют тот посыл, который автор передает читателю. Они отвечают на вопросы "Что чувствуют те, кто имеет подобную проблему? Что есть обратная сторона проблемы? Какие действия более всего подходят для решения этой проблемы? Что превращает набор фактов в целостную картину?

Только через синхронное развитие этих линий суть повествования в состоянии отразить наши собственные мысли и не дать заслонить разум эмоциям. Такой подход позволяет не допускать структурных ошибок во время работы, которые возникают, когда автор, в надежде найти наилучшее решение, использует лишь собственный эмпирический опыт.

Перевод: Александр Трубников (Monfore)monfore.livejournal.com

Александр Трубников
Автор историко-приключенческих романов (Рыцарь Святого Гроба, Рыцарский долг)
Совладелец и администратор сайта "Эпоха крестоносцев"
Региональный контент-редактор журнала DOM.COM-Киев

Категория: Сценарий | Добавил: admin (19.01.2009) | Автор: Monfore
Просмотров: 1578 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Хостинг от uCozCopyright http://kinoru.ucoz.ru © 2017