Ингмар Бергман. Картины - Режиссёры - История кино - Каталог статей - КиноРУ
Меню сайта
Категории каталога
История развития кинематографа [28]
Режиссёры [12]
ВЕЛИКИЕ И ИЗВЕСТНЫЕ РЕЖИССЁРЫ
Операторы [5]
Великие и известные кинооператоры
Сценаристы [5]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта





stat24 -счетчик посещаемости сайта


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пятница, 24.02.2017, 02:00ГлавнаяРегистрацияВход
КиноРу
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » История кино » Режиссёры

Ингмар Бергман. Картины

САМОПОЗНАНИЕ БЕРГМАНА

скачать полностью

Прошлое - слишком серьезная вещь, чтобы с ним можно было не считаться, в отличие от будущего, в котором мы, как нам по нашему легкомыслию кажется, совершенно свободны. Но прошлое не угнетает своей завершенностью, напротив,оно позволяет по мере отдаления от него окидывать его новым "взрослеющим"взором. Прошлое возбуждает фантазию. Оно ведь существует в нас, в нашемсознании, стало быть, мы и заведуем собственным прошлым, мы вправе ипереиначивать его, если это потребуется.

С годами в Бергмане все сильнее растет "желание проникнуть в тайны,кроющиеся за стенами действительности", усиливается любопытство к прошлому,которое по непосредственности его проявлений впору назвать детским или, чтоправильней, здоровым.

Для чего он пишет книги, где вспоминает о своей работе в кино и театре?Да он просто тем самым удовлетворяет свое любопытство к прошлому - и только.Как все и все меняясь во времени, он был готов вслед за вышедшей книгой"Бергман о Бергмане" (она издана на русском языке в 1985 г.) приняться затакую же, с тем же названием, но по своему содержанию уже другую.

В искусстве быть другим, оставаясь собой, Бергман, пожалуй, превзошелмногих своих современников. Он продолжает писать книги, как продолжает житьв искусстве, не раз объявляя о своем уходе из театра, как когда-то объявлялоб уходе из кинематографа. Вот и сейчас Бергман вновь вернулся в свой"Драматен" и намерен выпустить в феврале 1998 года премьеру пьесы ПераЭнквиста "Художники". Между прочим, квартет действующих в этой пьесе лицсоставляют знаменитые соотечественники Бергмана: писательница СельмаЛагерлеф, кинорежиссер Виктор Шестрем, актриса Тора Тейе и оператор ЮлиусЯнссон. Время действия - 1920-й год. Вышедший именно в том году фильм В.Шестрема "Возница" оказал на Бергмана огромное влияние. "В сущности, я всевремя живу во снах, а в действительность наношу лишь визиты", - напишет он в"Картинах". Это очень важное признание Бергмана помогает понять ход мыслейавтора, свободный полет фантазии его недремлющей памяти. Да, да, именно так:в книге "Картины" мы имеем дело с фантазией памяти. Ее написал человек, длякоторого вымышленная жизнь очень часто бывает подлинней и ближе жизниреальной. Виктор Шестрем сыграл в "Земляничной поляне" Исаака Борга, внешненапоминающего отца Бергмана, но внутренне похожего и на него самого. В этомфильме Бергман "взывал к родителям: увидьте меня, поймите и - если можете -простите". Память о "Земляничной поляне" продолжает свою работу, продуцируявсе новые воспоминания, вызывая все новые ассоциации и даже ощущения. Фильмпродолжает жить в Бергмане, равно как и он продолжает оставаться в своемфильме - уже на страницах книги достраивая, шлифуя и подчас переосмысливаяего. Этот процесс продолжается, в частности, и сейчас, когда он выводитШестрема на сцену "Драматена" в качестве одного из героев нового спектакля.Вот один из многих примеров того, как безостановочно работает фантазия егопамяти.

Вслед за Бергманом мы относимся к его книгам о творчестве как кпродолжению (дополнению, комментарию, полемике) самого этого творчества, какк одной из дарованных ему Богом возможностей самопознания. Фильм какданность никогда не удовлетворял любопытства Бергмана. Для него всегдасуществовал фильм как процесс и существует и поныне - когда он уже давно невыходит на съемочную площадку.

Жизнь как процесс, фильм как процесс, не говоря уже о театре, которыйтолько и возможен, когда он процесс, - в этом одновременном многостороннемдвижении весь Бергман. Весь Бергман - это то, что подарил уходящему веку иследующим поколениям один из беззаветных тружеников искусства.

Нет ничего удивительного, что, вспоминая в разные годы, в разныхстатьях или книгах о собственных постановках на экране или на сцене, Бергманвзглядывает на предмет своего творчества с разных сторон и нередкопо-разному толкует одно и то же. Незастылость, многоракурсность, "текучесть"взглядов Бергмана общеизвестна, и предъявлять ему за это какие-либопретензии все равно, что лишить, например, фильм японского его коллегиКуросавы "Расемон" версионного развития сюжета.

Так построена и эта его книга "Картины", вышедшая в Швеции в 1990-мгоду. Надо ли говорить, что и за прошедшие с момента ее издания годы мысльБергмана тоже не стояла на месте.

Но есть вопросы, на которые Бергман до сих пор не знает ответа. Ну,например, вот этот, который задавали Юхан в "Часе волка" и Петер в картине"Из жизни марионеток": "Зеркало разбито, но что отражают осколки?". Повторяяв настоящей книге данный вопрос, Бергман, очевидно, все больше проникаетсяосознанием того, что незнание - тоже сила. Незнание не есть невежество.Человек, переживающий свое незнание, неминуемо движется к знанию.

О зеркале нам известно много больше, чем об осколках зеркала. В каждойновой книге Бергмана число подобных "осколков" не уменьшается. Обладающийспособностью "запрягать демонов в танк", он и по отношению к себе бываетдеспотичен. Собственно, не проявляй он этого максимализма, не о чем было быуже и писать, как нечего было бы и ставить на театральной сцене.

Любопытен, в связи с этим, один биографический штрих, касающийсядетства Бергмана. Будучи мальчишкой, он покупал в магазине использованнуюкинопленку, погружал ее на полчаса в крепкий раствор соды и смывализображение. Пленка становилась прозрачной и таким примитивным образом какбы предоставляла пытливому ребенку возможность делать кино с "чистоголиста".

Оценка и переоценка того, что попало впоследствии на этот "чистыйлист", неотрывна у Бергмана от оценки и переоценки собственной его жизни.Как ни банально это звучит, но он растворен в своих фильмах, спектаклях,книгах весь без остатка, подобно эмульсии вышеупомянутой старой пленки врастворе соды.

Достигший зрелого возраста, он предъявит в 1968-м году моральный счетпрестарелому своему отцу, обвинив его в бессердечии и эгоизме (отец, спустяполтора года умрет), а юный Ингмар и молодой отец его Эрик станут героямиавтобиографического романа "Воскресный ребенок" (1993). Если прибавить сюдапредшествующий роман "Благие намерения" (1991) и "Латерну Магику" (1987), тонетрудно заметить, что и взаимоотношения Бергмана с родителями, вособенности, с отцом, вынесенные на страницы его книг, тоже являются однимиз важнейших объектов его самопознания.

Кризисы индивидуальные порой совпадали с кризисами общественными,например, с потрясшим всю Европу 1968-ым, когда "специфическая бацилла года"добралась и до съемочной группы на Форе, где шла работа над фильмом"Страсть". Очевидно, эта же "бацилла", в частности, и поспешествовала бунтуБергмана против отца.

И все в том же 1968-м, 30 сентября, после премьеры "Стыда", Бергманзапишет в своем дневнике: "Разумеется, хочется, чтобы и критики, и зрителихвалили тебя постоянно. Но как давно этого уже не было. У меня такоечувство, будто меня отодвинули в сторону. Что вокруг меня установиласьвежливая тишина. Трудно дышать. Как я смогу продолжать работать?"

И, наконец, уже выпустив фильм "Фанни и Александр" (1982) и работая надтелефильмом "После репетиции", Бергман вдруг начнет злиться на Ингрид Тулин,которая на съемках одного кадра во всех дублях плакала после слов: "Тысчитаешь, что мой инструмент испорчен навсегда?". Актриса играла актрису икак бы примеряла эту реплику на себя. Бергман потому и злился, чтопереадресовал данный вопрос себе. И переадресовал, как известно, неслучайно: с тех пор он не работает в кино.

Бергман предпочитал делать "относительно искренние и бесстыдно личныефильмы". И эта собственная его характеристика относится не только к "Вечерушутов". "Я создал плохие фильмы, близкие моему сердцу, - напишет он в своейкниге. - И объективно хорошие фильмы, которые мне безразличны. Некоторыеленты до смешного подчинены изменчивости моих собственных взглядов. Бывает,услышу благожелательный отзыв о какой-нибудь из моих картин и тут же срадостью соглашаюсь - да, мне она тоже нравится". Чего он всегда стремилсяизбегать, так это делать "бергмановские" фильмы, как, например, Бунюэль,который, по его мнению, в основном только "бунюэлевские" фильмы и делал; иликак Феллини, который в конце своего творчества тоже не избежал"феллиниевских" картин. Наверное, Бергман потому и объявлял время от временио своем уходе из кино, что боялся сделать "бергмановский" фильм.

Подобные опасения могут казаться неуместными, когда опыт прожитых лет инакопленное мастерство вроде бы должны надежно страховать от самоповторов иканонизации себя, но именно они-то, как правило, и усыпляютпервооткрывательскую бдительность, тормозят движение вперед.

С момента "молчания" самого Бергмана-кинорежиссера в кинематографевыросла целая "семья Бергмана", прежде всего, из числа прямых егосоратников, детей соратников, а также тех, кто экранизирует его прозу."Благие намерения" перенес на экран датчанин Билле Август, "Воскресногоребенка" - сын Бергмана Даниэль. Сын бергмановского оператора Свена НюквистаКарл-Густав поставил фильм "Женщина на крыше". А вот послужной списокстарших членов "семьи Бергманов", попробовавших себя в режиссуре: "Бык"Свена Нюквиста, "Катинка" Макса фон Сюдова, "Софи" и "Исповедальные беседы"Лив Ульман, два фильма Эрланда Юсефсона и т.д.

Легче всего отнестись к перечисленным работам снисходительно, отдавдолжное способностям их создателей, но и намекнув при этом на неизбежноеякобы их эпигонство. Да, разные по своим художественным достоинствам, всеэто, несомненно, бергмановские фильмы, в той или иной степени наследуяоткрытия великого мастера, явно не портят общей картины мирового кино.Продолжение Бергмана неизбежно. Как неизбежно продолжение Стриндберга илипродолжение Чехова. Впрочем, это уже фантазии будущего, а мы вели речь офантазиях прошлого, фантазиях памяти, запечатленных в книге Бергмана"Картины".

Виктор Гульченко

СОДЕРЖАНИЕ

СНЫ. СНОВИДЕЦ
"Земляничная поляна"
"Час волка"
"Персона"
"Лицом к лицу"
"Шепоты и крики"
"Молчание"

ПЕРВЫЕ ФИЛЬМЫ
"Травля" - "Портовый город"
"Тюрьма"
"Жажда"

ШУТОВСТВО. ШУТЫ
"Лицо"
"Ритуал"
"Вечер шутов"
"Змеиное яйцо"
"Из жизни марионеток"
"После репетиции"

НЕВЕРИЕ. ДОВЕРИЕ"Седьмая печать""Как в зеркале""Причастие"

ДРУГИЕ ФИЛЬМЫ
"К радости" - "Лето с Моникой"
"Стыд"
"Страсть"
"На пороге жизни"
"Осенняя соната"

КОМЕДИИ. ЗАБАВЫ
Комическое - "Улыбки летней ночи"
"Волшебная флейта"
"Фанни и Александр"

  =========================================== 

Моя пьеса начинается с того, что актер, спустившись в зал, душиткритика и по черной книжечке зачитывает все занесенные в нее унижения. Затемокатывает зрителей блевотиной. После чего выходит и пускает себе пулю в лоб.

Из рабочего дневника, 19 июля 1964 года

скачать полностью
Категория: Режиссёры | Добавил: admin (21.08.2008)
Просмотров: 1000 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1  
You're a real deep thikner. Thanks for sharing.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Хостинг от uCozCopyright http://kinoru.ucoz.ru © 2017