Камера для блуждающей маски - История развития кинематографа - История кино - Каталог статей - КиноРУ
Меню сайта
Категории каталога
История развития кинематографа [28]
Режиссёры [12]
ВЕЛИКИЕ И ИЗВЕСТНЫЕ РЕЖИССЁРЫ
Операторы [5]
Великие и известные кинооператоры
Сценаристы [5]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта





stat24 -счетчик посещаемости сайта


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Понедельник, 20.02.2017, 02:46ГлавнаяРегистрацияВход
КиноРу
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » История кино » История развития кинематографа

Камера для блуждающей маски

Историки приписывают открытие способа многократного экспонирования Ж. Мельесу, хотя идея соединить в одном кадре несколько изображений, снятых в разных местах и в разное время, была осуществлена независимо и одновременно многими пионерами кино. Но кто бы ни был автором этого приема, он открыл перед кинематографистами абсолютно новое изобразительное и постановочное средство. Сначала это был просто кинотрюк («Человек с восемью головами» Ж. Мельеса), затем многократное экспонирование стали использовать для показа всякого рода духов, приведений или передачи субъективного состояния героя фильма. Многократное экспонирование, сделавшее возможным показать прозрачное существо, через которое просвечивает «реальное изображение», как нельзя лучше служило и продолжает служить условным, но весьма эффективным и понятным изобразительным приемом материализации на экране метафизических персонажей. С усложнением изобразительно-постановочных задач, стоящих перед авторами фильмов, многократное экспонирование стало использоваться и для создания «жизнеподобных», или реалистических, кадров. Все чаще и чаще требовалось включить актерскую сцену в пространственную среду, которую невозможно было получить прямой киносъемкой либо в силу ее необычности, либо по экономическим соображениям.

Зато такие задачи можно было решить, экспонируя по частям кадр, используя непрозрачные маски, но в этом случае движущиеся предметы не могли пересекать некую границу. Если требовалось свободное перемещение персонажей по всему кадру, то, даже снимая первую экспозицию на фоне черного бархата и одевая актеров в светлые костюмы, избежать «просвечивания» фона через персонажей было практически невозможно. В первых фильмах сам факт соединения движущегося объекта, будь то актер или какой-либо предмет с необычным фоном (человек, летающий над крышами или бегущий по воде), был настолько поразителен, что на подобную условность просто не обращали внимания. Однако вскоре она перестала соответствовать стремлению к созданию необычных, но жизнеподобных кадров. Зритель принимал условность ситуации, но не прощал условности в изображении. Для преодоления эффекта «просвечивания» необходимо было добиться, чтобы при съемке второй экспозиции движущееся изображение, полученное в первой, закрывалось маской от вторичного попадания света. Такого рода маску стали называть «блуждающей». При этом изначально было понятно, что подобная маска должна обладать определенной оптической плотностью, чтобы избежать «просвечивания», повторять каждую фазу движения и по своим контурам и размерам точно соответствовать изображению на пленке. Малейшее несоответствие двух изображений приводило к образованию светлого или темного контура вокруг первоплановых объектов.

Было предложено немало способов получения блуждающей маски, основанных на сепарации света по яркости, по спектральному составу или сепарации по времени. Съемка первой экспозиции могла вестись на темном или светлом фоне, снимаемая сцена и фон могли освещаться светом различного спектрального состава, использовались пленки, политые с двух сторон эмульсией, или с наносимым на эмульсию специальным лаком. Для создания масочного изображения использовались и особые методы химико-фотографической обработки снятой пленки. Съемочные камеры для съемок блуждающей маски могли транспортировать одновременно несколько пленок. Соединение двух изображений могло осуществляться многократным экспонированием или оптической печатью. Некоторые из способов позволяли получать комбинированное изображение в оригинальном негативе, другие частично или полностью — в контратипе.

Но наиболее распространенными и технологичными из всех предложенных оказались два способа — американский «синего экрана» (он и сегодня используется для создания комбинированных кадров в кино и телевидении, в том числе и с применением компьютерных технологий) и «инфрамаски», разработанный в Советском Союзе (он широко применялся отечественными кинематографистами с конца 40-х до начала 90-х годов прошлого века). Способ «инфрамаски» использовался и на некоторых студиях США в 40-х — 50-х годах, но он быстро был вытеснен способом «синего экрана». При работе по технологии «синего экрана» для съемки первой экспозиции использовались обычная камера и обычная негативная пленка, синий экран мог быть установлен в павильоне или на натуре, а сцены перед экраном освещались обычными осветительными приборами, ограничение заключалось только в невозможности использования синих цветов. Вся трудоемкая и кропотливая работа по изготовлению масок и соединению изображений выполнялась в лаборатории, на машине оптической печати с применением пленок для контратипирования. Качество полученного изображения в основном зависело от качества пленок — их цветопередачи и, главное, стабильности геометрических размеров изображения в процессе контратипирования, а эти характеристики пленок «Кодак» уже в 40-х годах были достаточно высоки.

Способ «инфрамаски» позволял получать комбинированное изображение в оригинальном негативе, что при низком качестве советских кинопленок было весьма существенно, но технология съемок была достаточно сложной, а любую ошибку можно было обнаружить только после проявления снятого изображения.

Принцип получения негативного и масочного изображения с использованием способа сепарации света на границе видимого и невидимого (инфра-красного) частей спектра был предложен еще в 1936 году французом Л. Плански. Но внедрение этого способа, разработка технологии получения комбинированного изображения и создание линейки технических средств для ее выполнения были осуществлены на киностудии «Мосфильм» выдающимся изобретателем и оператором Борисом Константиновичем Горбачевым (1908-1994).

Б. К. Горбачев пришел в цех комбинированных съемок киностудии «Мосфильм» спустя два года после окончания операторского факультета ВГИКа. В этом же году он патентует способ съемки блуждающей маски, основанный на сепарации света в видимой области спектра, и принимает активное участие во внедрении и освоении такого способа комбинированных съемок, как «транспарант». Хотя идея транспарантной съемки пришла из США вместе с фильмом «Кинг-Конг», но в нашей стране была разработана собственная, оригинальная технология, получившая название «аддитивный транспарант». Она позволяла в процессе съемок на фоне синего экрана актерских сцен, освещаемых красными светом, впечатывать в кадр изображение ранее снятого фона с позитивной пленки, которая транспортировалась в контакте с негативной пленкой. Для съемок по этому способу был изготовлен специальный киноаппарат ТКС со светорасщепляющим блоком, который разделял свет, прошедший через объектив, на голубую и красную составляющие.

Борисом Горбачевым, ведущим оператором комбинированных съемок киностудии «Мосфильм», способами аддитивного транспаранта и блуждающей маски изобретательно и технически совершенно было снято множество комбинированных кадров, которые вошли в фильмы «Светлый путь», «Волшебное зерно», «Золушка», «Дети капитана Гранта» и многие другие.

Однако при всех новых постановочных и изобразительных возможностях, которые открыли новые способы съемки, выявились и их принципиальные ограничения. В аддитивном транспаранте фон всегда был контратипным и обладал пониженной резкостью, так как печатался через основу, а силуэтная маска, получаемая при съемке способом сепарации света, часто не абсолютно совпадала с изображением актерской сцены, поскольку экспонировалась через основу другой пленки. Такие кадры также страдали значительными искажениями цветовых тонов и плохо монтировались с кадрами прямой киносъемки.

Б. К. Горбачев коренным образом усовершенствовал и модернизировал предложенный Л. Плански способ «блуждающей маски». Так, черный экран, отражающий инфракрасное излучение, он заменил просветным — своеобразным фильтром, который задерживал весь видимый свет от источников света, расположенных за экраном. Сцена перед экраном освещалась осветительными приборами, но на них были установлены фильтры, задерживающие тепловое излучение (теплофильтры). По этому способу съемка велась на две пленки одновременно — негативную и инфрапленку (чувствительную к инфракрасным лучам).

null
Камера ТКС-2

Для одновременного экспонирования двух пленок Б. К. Горбачевым была предложена идея съемочной камеры, в которой световой поток, прошедший через объектив, разделялся на видимую и инфракрасную части. Разработали и изготовили такой киноаппарат на киностудии «Мосфильм» при участии НИКФИ под руководством инженера В. И. Омелина. Камера получила индекс ТКС-2, который расшифровывался как «трюковая киносъемочная».

Ее основным и главным конструктивным узлом был светорасщепляющий оптический блок, охватывающий с двух сторон фильмовой канал, в котором одновременно транспортировались негативная и инфрапленка. Блок состоял из четырех склеенных прямоугольных призм, между которыми помещался светоделительный зеркальный растр, выполненный в виде концентрических колец. В более поздних экземплярах камеры зеркальный растр был заменен на более светосильный, интерференционный, но он несколько «зеленил» цветное изображение. Светорасщепляющей блок разделял свет, прошедший через объектив, на две части. Лучи, прошедшие через зеркальный растр и отразившиеся от грани призмы, экспонировали негативную пленку со стороны эмульсии, а так как негативная пленка была не чувствительна к инфракрасному излучению, то на нее воздействовал только видимый свет. Лучи, отраженные от зеркального растра, проходили через фильтр, задерживавший видимую область спектра, но пропускавший инфраизлучение, и экспонировали инфрапленку. Отношение пропускаемого и отражаемого света составляло 65% к 35%, оно было подобрано эмпирически и оказалось оптимальным. Сложная оптическая схема светоделительного блока требовала особой точности при его изготовлении и юстировке, чтобы исключить малейший сдвиг одного изображения по отношению к другому.

Конструкция и габариты светорасщепляющего блока не позволяли использовать тогдашние съемочные объективы, поскольку объективы для камеры ТКС должны были иметь удлиненный задний отрезок. Длиннофокусные объективы на нее можно было устанавливать, но в этом случае, чтобы «брать в кадр» весь инфраэкран, потребовался бы большой павильон. Поэтому для ТКС под руководством известного оптика — профессора М. Русинова был рассчитан и изготовлен специальный объектив с фокусным расстоянием 50 мм, удлиненным задним отрезком и эффективным относительным отверстием 1:3,5. Еще одна особенность нового объектива — исправление хроматической аберрации в инфракрасной области спектра. (Как известно, при съемках обычным объективом на инфрапленку при наводке на резкость в видимой области спектра требуется вносить поправочный коэффициент, который может доходить до 1% от фокусного расстояния.) Несколько позднее были изготовлены и объективы с фокусным расстоянием 35 и 80 мм, а для съемки широкоэкранных фильмов — объектив с анамарфотной насадкой.

Киноаппарат ТКС был выполнен по однопоточной кинематической схеме, снабжался сдвоенными кассетами по 60 м, имел дисковый обтюратор с постоянным углом открытия 175°. В качестве привода использовался синхронный трехфазный двигатель с фиксированной частотой съемки 24 кадр/с. Предусматривалась возможность установки покадрового мотора. В камере оригинально была решена проблема фокусирования и визирования изображения: они велись по пленке, но не на просвет, а на отражение. В более поздних экземплярах, которые изготавливались заводом Москинап под индексом ТКС-3, 60-метровые кассеты были заменены 150-метровыми.

null
Схема съемки первой экспозиции на фоне инфраэкрана

Технология съемки способом «инфрамаски» включала съемку актерской сцены камерой ТКС на фоне инфраэкрана. После съемки инфрапленка проявлялась с обращением и служила маской для съемки второй экспозиции. Для этого масочная пленка в контакте с ранее снятым, но не проявленным негативом, по отметкам заряжалась в камеру, способную пропускать через фильмовой канал две пленки, и снималось соответствующее фоновое изображение (натура или интерьер, макет, фотография или рисунок) с любой частотой съемки — нормальной, замедленной или покадровой. Силуэтная маска на инфрапленке защищала ранее снятое изображение от попадания на него света. Готовый комбинированный кадр получался в оригинальном негативе. При масштабном, перспективном, световом, цветовом и тональном совпадении изображения объектов переднего плана и фона такой кадр не отличался от кадра прямой киносъемки.

Внедрение способа «инфрамаски» совпало с появлением цветных кинопленок, и он оказался чуть ли не единственным, который позволял получить качественное цветное изображение актерских сцен на фоне, снятом отдельно. Предложенные ранее варианты блуждающих масок и аддитивный транспарант не могли использоваться при цветных съемках из-за недопустимых цветоискажений, а рир-проекция не обеспечивала качественного воспроизведения проецируемого фона. Способ «инфрамаски» оказался наиболее универсальным и позволял получать изображение, которое по своему качеству полностью совпадало с изображением, полученным прямой киносъемкой.

Конечно, при съемках способом «инфрамаски», особенно на этапах его освоения, возникало немало и технических, и творческих проблем. Например, металлические предметы, особенно полированные, при съемке на фоне инфраэкрана отражали инфралучи, в результате в готовом изображении сквозь них просвечивал фон.

Малейшая ошибка, мельчайшие неточности в работе съемочных камер при первой или второй экспозиции, несовпадение размера маски и негативного изображения вследствие нестабильности инфрапленок и условий их обработки приводили к досадным недостаткам, которые выдавали искусственность комбинированных кадров, и их приходилось либо переснимать, либо не использовать при окончательном монтаже. Съемка даже простейшего кадра способом «инфрамаски» требовала от оператора высочайшего мастерства. Необходимо было не только тщательно соблюдать все технические параметры при съемке на фоне инфраэкрана, рассчитывать глубину резкости, но и добиваться светового, тонального и масштабного единства при съемке объектов первой и второй экспозиции, и делать все это без возможности проконтролировать промежуточные этапы работы.

Сама камера ТКС оказалась достаточно надежной в эксплуатации и простой в обслуживании и не вызывала серьезных нареканий. Хотя у нее были и недостатки: затрудненное визирование в процессе подготовки и тем более в процессе съемки из-за очень малой яркости изображения в лупе, ограниченная частота съемки, не очень удачный по оптическому рисунку объектив 35 мм. Но все недостатки камеры, да и самой технологии «инфрамаски», не шли ни в какое сравнение с теми изобразительными и постановочными возможностями, которые открывал этот способ, и в первую очередь для создания того, что сегодня называется визуальными эффектами.

null
null
null
Оператор  В. Васильев снимает макет самолета на фоне инфраэкрана для фильма «Экипаж» и готовый комбинированный кадр

Б. К. Горбачев не просто создал новый, оригинальный способ и технологию комбинированных съемок, он один из первых стал практически осваивать его для решения изобразительно-постановочных задач и открывать новые возможности. «Садко», «Адмирал Ушаков», «Высота» — это только малая часть фильмов, где Б. К. Горбачев способом блуждающей маски снимает кадры, которые становятся одними из самых запоминающихся в фильме, и нередко именно они публикуются сегодня в книгах, посвященных истории и мастерам советского кино. Он был одним из первых, кто предложил для визуального увеличения площади кадра использовать наружные белые маски, устанавливаемые перед объективом аппарата ТКС и перспективно совмещаемые с краями инфраэкрана. Маски освещались обычными осветительными приборами с установленными на них инфрафильтрами.

В фильме «Высота» Горбачев последовательно снимает в две экспозиции на фоне инфраэкрана два разномасштабных изображения с использованием непрозрачных черных каше и контркаше, а затем соединяет их с натурным фоном.

Впрочем, следует отметить, что поиски новых выразительных и постановочных решений с использованием способа блуждающей инфрамаски весьма успешно велись и другими операторами, особенно киностудии «Мосфильм. Так, А. Ренков в фильме «Сказка о потерянном времени» способом зеркального совмещения двух актеров на фоне инфраэкранов, стоящих под углом 90°, создал эффект плавной замены одного персонажа фильма другим, при неизменяемом фоне, который был снят во вторую экспозицию. (Аналогичный эффект в фильме «Терминатор-2» выполнен с помощью компьютерной графики.) Можно сказать, что способ «инфрамаски» вдохнул новую жизнь в комбинированные съемки, позволил реализовать сложнейшие постановочные решения в фильмах различных жанров, прежде всего в фантастических, исторических и приключенческих. Огромная заслуга в этом операторов комбинированных съемок: В. Севостьянова («Андрей Рублев»), В. Васильева и Г. Зайцева (уникальный и неповторимый по размаху комбинированных съемок «Экипаж»), Б. Плужникова («Им покоряется небо»), И. Фелицына («Руслан и Людмила»), Б. Арецкого и Б. Горбачева («Корабли штурмуют бастионы»).

nullnull
nullnull
Создание комбинированного кадра для фильма «Корабли штурмуют бастионы» (реж. М. Ромм, 1953) : а — съемка на фоне инфраэкрана; б — маска; в — съемка второй экспозиции (фона);
г — готовый кадр
null
Режиссер  Г. В. Александров и оператор Г. Айзенберг снимают вторую экспозицию для картины «Человек — человеку» (1958)

Возможность «инфрамаски» создать изображение, которое ничем не отличалось от полученного прямой съемкой, позволили в 1958 году режиссеру Г. Александрову и оператору Г. Айзенбергу снять фильм «Человек — человеку», где все кадры были получены способом «инфрамаски». В этом фильме-концерте в первую экспозицию на фоне инфраэкрана снимались молодые певцы и танцоры — участники Всемирного молодежного фестиваля в Москве, а фоном для них послужили снятые позже пейзажи и достопримечательности нашей страны. Причем в большинстве эпизодов соединение фона и первого плана было выполнено на таком высоком уровне, что заметить искусственность кадра практически невозможно. Именно таким эффектом так любят гордиться создатели современных компьютерных визуальных эффектов.

Способ «инфрамаски» применяли и при съемках широкоформатных фильмов. Для этого была создана широкоформатная камера «Силуэт-70», в которой использовались те же, что в ТКС, принцип сепарации света и кинематическая схема, но более совершенная система визирования изображения. Камерой «Силуэт-70» операторы комбинированных съемок снимали кадры для фильмов «Война и мир» (Г. Айзенберг) и «Айболит-66» (В. Якубович, У. Бергстрем).

Но при всех огромных возможностях способа «инфрамаски» он имел и принципиальный недостаток — кадр был статичен. Персонажи фильма могли свободно перемещаться по всему кадру, но использовать съемку с движения было невозможно из-за расхождения скорости движения при съемке в первую и последующие экспозиции. В советском кино не было системы управления движением камеры (Motion Control).

Более 40 лет камера ТКС служила нашему кинематографу, но уже в середине 80-х годов цифровые технологии создания визуальных эффектов, пришедшие из США с легкой руки Д. Лукаса, стали проникать и в отечественное кино. В сочетании с организационно-финансовым кризисом начала 90-х годов это привело к практической ликвидации (нередко абсолютно бездумной) почти всех пленочных технологий создания комбинированных кадров. Последним фильмом, в котором была использована «инфрамаска», стал фильм «Ширли-мырли» (оператор комбинированных съемок В. Васильев). Технология блуждающей «инфрамаски» была ликвидирована — разобран последний инфра-экран, а киноаппараты ТКС и «Силуэт-70» оказались на стендах музея киностудии «Мосфильм».

Категория: История развития кинематографа | Добавил: admin (17.03.2009) | Автор: Техника и технологии кино
Просмотров: 3409 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Хостинг от uCozCopyright http://kinoru.ucoz.ru © 2017