Сергей Медынский, "Компонуем кинокадр" - Сергей Медынский - Монтаж - Каталог статей - КиноРУ
Меню сайта
Категории каталога
МОНТАЖ: другие [11]
А. Каминский [8]
Лев Кулешов [1]
Сергей Медынский [1]
М. Ромм [8]
Алексей Соколов [6]
Всеволод Пудовкин [2]
С.М. ЭЙЗЕНШТЕЙН "Монтаж" [12]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта





stat24 -счетчик посещаемости сайта


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вторник, 17.01.2017, 05:49ГлавнаяРегистрацияВход
КиноРу
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Монтаж » Сергей Медынский

Сергей Медынский, "Компонуем кинокадр"

скачать полностью (Формат pdf 7Мб)

скачать книгу (формат word, 9 мб) 

Изобразить окружающее

Что нужно зрителю от художника? Чтобы художник сообщил что-то интересное, важное, о чем зритель не подозревал до знакомства с произведением искусства. А что нужно художнику от аудитории? Нужно, чтобы окружающие поняли и разелили авторскую мысль, встали на его позицию. Или если не встали, то хотя бы задумались надо вопросами, которые он задал себе и обществу.

-Выходит, художник и зритель друг без друга не существуют? – мог спросить пещерный предок, если бы его вдруг заинтересовали искусствоведческие, социальные и философские проблемы.

- Да, это так – ответили бы мы.

Учение о композиции родилось много-много тысяч лет спустя. Его основы были заложены в трудах античного философа и ученого Аристотеля. Великий грек начал с разбора литературных текстов, а потом были открыты композиционные закономерности в других видах искусств.

Работа над композиционным решением – это явление трудно поддающееся изучению. В одном из писем В. И. Сурикова можно прочитать такие строки: «Главное для меня композиция. Тут есть какой-то твердый неумолимый закон, который можно только чутьем угадать, но который до того непреложен, что каждый вершок холста или лишняя поставленная точка разом меняют всю композицию».

Основные элементы композиции кадра

Художники-живописцы всегда уделяли самое серьезное внимание размерам, форме и границами своих полотен. Они выяснили, что границы картины – «рама», как они говорили, тесно связаны с композицией и создают впечатление, которое искусствоведы называли антиципацией. Этот термин обозначает предвосхищение, предугадывание того, что внутри картинной плоскости обязательно произойдет что-то значительное, достойное внимания зрителя, и возникнет иллюзия пространства, уходящего вдаль.

Это вполне справедливо и для кинематографа. Включая в кадр определенный участок окружающего мира, кинооператор совершает творческий акт: он заставляет людей, сидящих в зале, смотреть на выбранный им объект – и это первая фаза той самой системы управления, о которой уже шла речь.

Ограничив поле зрения рамками кадра, кинооператор берет на себя обязательство расположить в нем не случайные, маловажные детали, а что-то значительное – иначе зачем было выделять этот участок из всего остального пространства?

Профессор А.Д. Головня называл этот творческий акт кадрированием. Это очень важный момент киносъемки. Кадрируя, кинооператор выстраивает ту композиционную конструкцию, которую увидит зритель. Скомпоновав изображение, режиссер и оператор ставят себя в положение людей, действия которых можно анализировать и решать – правильны они или нет. Такая оценка не делается явно, зритель не специалист-киновед, но, глядя на экран, он невольно ищет логические обоснования и гармонические закономерности композиции. То, на что он мог не обратить внимания в обычных условиях, обрамленное рамками кадра, вызывает у него определенные эстетические комментарии. 

Кинооператор компонует изображение на плоскости, формат корой зависит от соотношения ширины и высоты кадрового окна. Кинокадр более просторен, а следовательно, и более емок по горизонтали. Причина этого ясна.ь Угол охвата пространства, которое доступно зрению человека., по горизонтали шире, чем по вертикали, и параметры кадра это учитывают. Кинокадр в обычной системе звукового кино – это прямоугольник с соотношением сторон 1:1,37. 

Так что же это такое - сюжетно-композиционный центр? Как его искать? Гдt располагает?

"Centrum" в переводе с латыни значит "острие циркуля". Круги, описанные циркулем, могут быть любых размеров, а центр - один, и без опоры на него нельзя построить окружность.

У композиции тоже есть центр. Это та ее часть, которая связывает между собой отдельные элементы изображения и является главной в характере показанного объекта. Границы кадра и сюжетно-композиционный центр - основные параметры изобразительной конструкции.

Определив, что является решающим в происходящем перед камерой событии, кинооператор находит участок, на котором концентрируется действие, и это место становится основой для сюжетно-композиционного центра кинокадра. На картинной плоскости это выглядит точкой, куда стягиваются воображаемые линии, которые определяют характер взаимодействия главных объектов, попавших в поле зрения камеры. Иногда центром служит часть кадра, где размещен наиболее значимый ориентир или тот участок пространства, на котором происходит наиболее динамическое столкновение объектов. Внешне сюжетно-композиционный центр кадра может выглядеть по-разному, но в любом случае он дает главную изобразительную информацию.

скачать полностью (7Мб)

Категория: Сергей Медынский | Добавил: kinoru (26.11.2008)
Просмотров: 5464 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 2
2  
добавила еще один формат

1  
Как руководителю видеостудии очень нужна такая книга. Но. Скачивал дважды, а открывается с замечанием. И на страницах только номера самих страниц и кое-где вотографии.
Почему? Обидно. Может кто подскажет в чем дело?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Хостинг от uCozCopyright http://kinoru.ucoz.ru © 2017